Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Книги Царств, Третья и Четвертая

Книги Царств, Третья и Четвертая

I. НАЗВАНИЕ

1) в евр. Библии эти книги называются соотв. Первой и Второй книгами Царей, а книги, известные в рус. переводе как Первая и Вторая книги Царств, в евр. Библии носят название Первой и Второй книг Самуила. Первоначально это было две книги: Книга Самуила и Книга Царей. Однако в Септуагинте Книга Самуила и Книга Царей были разделены на две книги каждая, и всем четырем присвоили общее название Басилейон (− царства). Под таким названием они вошли и в рус. Синод. пер. В протестантских изданиях названия этих книг соответствуют евр.: Первая и Вторая книги Самуила, Первая и Вторая книги Царей;

2) в евр. каноне книги Царств относятся к «ранним пророкам» (Нав, Суд, 1 и 2 Самуила, 1 и 2 Царей): так называются писания, охватывающие события от смерти Моисея до помилования Иехонии, т.е. все время пребывания Израиля в Ханаане и определ. отрезок времени — вавил. плен. Третья и Четвертая К.Ц. начинаются с сообщения о вступлении на престол Соломона и о смерти Давида (ок. 965 г. до Р.Х.) и заканчиваются помилованием Иехонии (ок. 562 г. до Р.Х.).

II. КОМПОЗИЦИЯ

Композиционно в К.Ц. можно выделить три крупных раздела: а) правление Соломона (3Цар 1–11); б) парал. правление иуд. и израил. царей (3Цар 12:14Цар 17); в) Иудейское царство после пленения десяти сев. колен (4Цар 18–25).

III. ФОРМИРОВАНИЕ КНИГ

Свой окончат. вид Третья и Четвертая К.Ц. приобрели, вероятно, уже после 562 г. до Р.Х., года помилования Иехонии (4Цар 25:27–30). Но поскольку в них еще не упоминается ни о завоевании Вавилона Киром (539 г. до Р.Х.), ни о разрешении иудеям возвратиться на родину, то, видимо, составление книг было закончено до этих событий. Однако основная их часть была написана намного раньше, поскольку повторяющееся выражение «до сего дня» (3Цар 8:8; 3Цар 9:21; 3Цар 12:19; 4Цар 8 и проч.) указывает на то, что Иудейское царство ко времени написания книг еще существовало. В качестве источников Третьей и Четвертой К.Ц. упоминаются книга дел Соломоновых (3Цар 11:41), летопись царей Израильских (3Цар 14:19 и др.), летопись царей Иудейских (3Цар 14 и др.). Некоторые из этих источников могли быть использованы и при написании книг → Паралипоменон (IV). Вероятно, были заимствованы и фрагменты каких-то писаний о пророках Илии и Елисее, а также выдержки из книги Исаии, в которых описана осада Иерусалима ассирийцами во времена Езекии (см. пророч. источники, назв. в 1 и 2Пар). Поскольку о летописи царей Иудейских в последний раз упоминалось в рассказе о смерти Иоакима (4Цар 24:5), то можно предположить, что составитель Третьей и Четвертой К.Ц. работал в период между годами смерти Иоакима и Седекии, т.е. между 598 и 587 гг. до Р.Х.

IV. АВТОР

О личности автора ничего не известно, хотя иуд. предание называет таковым Иеремию. Как бы то ни было, намерения автора просматриваются совершенно ясно. Он стремился изобразить историю иуд. и израил. царей с т.зр. пророков, т.е. как историю Царства Божиего на земле. Поэтому история, которая представлена в К.Ц., — это в первую очередь не политич., а духовная, свящ. история. Именно этим объясняется то обстоятельство, что отдельные периоды, имевшие чрезвычайно важное значение для современников, здесь описаны весьма сжато: напр., периоды царствования → Амврия (3Цар 16:23–28) и Иеровоама II (4Цар 14:23–29). Озия (Азария), которому в Паралипоменоне посвящается целая глава (2Пар 26), в К.Ц. удостаивается лишь семи стихов (4Цар 15:1–7); зато о двух кризисных периодах израил. истории — правлении Ахава в Северном царстве (3Цар 163Цар 22:39) и Езекии в Иудейском царстве (4Цар 18– 20:21) — рассказывается очень подробно.


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Книд →