Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Ангел

Ангел

I. Еврейское слово малах и греческое ангелос означают: «посланник», «вестник». Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 — в Синодальном переводе — «соглядатаи»), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг 1:13; Мал 2:7; Мф 11:10); но чаще они обозначают небесных посланников Бога. Ангелов, так же как и верующих людей, называют сынами, или чадами, Божьими (Иов 1:6; Иов 38:7). Относительно Быт 6:1–4Исполины.

II. Реальность существования Ангелов подтверждена Библией. Тот факт, что они часто упоминаются уже в книге Бытие (Быт 16:7; Быт 19:1,15 и др.), исключает вероятность более позднего (персидского) происхождения учения об Ангелах. Ангелы отличаются от библейских → херувимов и → серафимов тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеч. облике (Быт 18:1–15 и Быт 19:1; Суд 13:1). Летящий Ангел упоминается только в Откр 14:1Откр 8:1 в греч. тексте — орёл, который, вероятно, символизирует Ангела.).

III. Ангелы часто предстают как защитники народа Божьего, но они же могут выступать и в роли вершителей Божьего суда (2Цар 24:1 и след.; 1Пар 21:12). Тем не менее, их главная задача состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь:

1) в ВЗ Ангелы изображаются «крепкими силою» (Пс 102:20) хранителями и защитниками боящихся Бога на всех путях их, носящими праведников на руках (Пс 90:11 и след.). Они могут побеждать врагов (Исх 14:1 и след.; 4Цар 19:35; Пс 34:5 и след.), «воспрепятствовать» проклятию (Числ 22:22), предостерегать от суда (Быт 19:1,15), являться людям во сне для утешения и наставления на праведный путь (Быт 28:12; Быт 31:1 и след.; Быт 32:2 и след.). Ангел, приносящий весть от Бога или действующий по Его поручению, нередко называется АНГЕЛОМ ГОСПОДНИМ. Он воплощает Самого Яхве, являясь для народа Израиля персонифицированной Божьей помощью (Быт 16:7; Исх 14:19; Числ 22:22; Суд 6:11 и след.; 4Цар 1:3 и след. и др.). Иногда бывает трудно провести разграничение между Яхве и Его Ангелом: когда о Яхве говорится безотносительно к человеку, Бог именуется как «Яхве», если же человек вступает с Ним в общение, то Он уже именуется «Ангел Яхве». Этим приемом подчеркивается величие Яхве (Быт 16:7–11,13; Быт 18:1; Исх 3:2 и след.; Исх 23:20 и след.). В Мал 3:1 дается обетование об Ангеле завета. кроме того, в Библии говорится об АНГЕЛЕ-ТОЛКОВАТЕЛЕ, который, являясь пророкам, толкует им видения, а иногда и сам становится действующим лицом в этих видениях (Иез 40:3 и след.; Дан 10:5,14; Зах 1:9; Зах 2:2; Зах 4:1 и след.). Об участии Ангелов в передаче Закона на горе Синай известно (наряду с доводами раввинов) из Деян 7:53; Гал 3:19 и Евр 2:2. Во всех этих местах НЗ подчеркнуто превосходство непосредств. новозаветного откровения в Иисусе Христе;

2) в НЗ Ангелы появляются в решающие моменты свящ. истории. Они возвещают Захарии, Марии, Иосифу и пастухам о рождении Спасителя (Лк 1:1; Лк 2:1), служат Господу после Его победы над искусителем (Мф 4:11), укрепляют Его в молитв. борении в Гефсиманском саду (Лк 22:43), возвещают о Его воскресении (Лк 24:4–6), а после Его вознесения — о Его Втором пришествии (Деян 1:10 и след.). кроме того, Ангелы радуются спасению людей (Лк 15:10) и служат тем, кто призван наследовать благодать (Мф 18:10; Евр 1:14). Когда умирает богобоязненный человек, Ангелы относят его в место радости (Лк 16:22) и несут вахту у его гроба (Ин 20:12; Иуд 1:9). Ангел освободил Петра и апостолов из заключения (Деян 5:19; Деян 12:1 и след.); Ангелы направляли апостолов в их путешествиях (Деян 8:26) и подготавливали язычников к принятию вести о Христе (Деян 10:3,7,22). В книге Откровение Ангелы особенно часто появляются для исполнения Божьего суда (ср. Мф 13:39,49; Мф 24:31) и для прославления Бога. Хотя Ангелы и являются духовными существами, не знающими ни рождения, ни смерти (Мф 22:30), они все же не удостаиваются особого почитания, поскольку это означало бы умаление славы Божьей (Откр 19:10; Откр 22:1 и след.). Павел предостерегает верующих от показного «самовольного смиренномудрия», почитающего Ангелов как неких посредников (Кол 2:18). В Евр 1:1Евр 2:1 подчеркнуто существенное различие между Иисусом и Ангелами; наступит такое время, когда святые, спасенные дети Божьи, в конце времен вместе с Иисусом будут судить Ангелов (1Кор 6:3). Слова «ангелы церквей» (Откр 1:20; Откр 2:1,8,12,18 и др.), вероятно, подразумевают не Ангелы в общепринятом значении слова, а предстоятелей или должностных лиц местных церквей.

IV. Внутри мира Ангелов существует своя иерархия, которая определяется различными СТЕПЕНЯМИ ДОСТОИНСТВА. Так, Библия говорит об архангелах, или князьях → Михаиле (Дан 10:13,21; Дан 12:1; Иуд 1:9; Откр 12:7) и → Гаврииле (Дан 8:16; Дан 9:21; Лк 1:19,26), апокрифы называют также Рафаила и Сариила. Такие места Библии, как Кол 1:16 и 1Кор 15:24, также указывают на различные степени достоинства небесных существ.

V. Поскольку Ангелы, руководствуясь своими разумом и волей, могут выбирать между добром и злом, то часть из них, будучи ПАДШИМИ АНГЕЛАМИ, уже не служит Господу, а принадлежит к свите → сатаны (Ин 8:44; 2Пет 2:4; Иуд 1:6). Но они уйдут «в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф 25:41; ср. Откр 20:10,15).


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Никифора Нюстрема Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter