Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Милость, благодать

Милость, благодать

I. Еврейские слова хен и хесед переводятся как «милость», при этом хен означает «благосклонность», «расположение» по отношению к определ. человеку (Быт 19:19; Быт 39:21; Быт 47:29), а хесед — «поступок, вознаграждающий к.-л. за преданность и верность, за оказание помощи» (Быт 24:12; Быт 40:14; 1Цар 20:8,14,15); слово хесед также — свидетельство любви. Употребляемое в сходном значении слово рахамим означает прежде всего «милосердие», «сострадание» (Пс 24:6; Пс 39:12; Пс 50:3; Пс 68:17; Ис 63:7,9). Евр слову рахамим соответствует греч. слово харис, которое является однокоренным со словом хара — «радость». в Синодальном переводе слово харис передано по-разному: «благодать» (Лк 4:22; Деян 7:46; Деян 14:26; Деян 15:40; Кол 4:6), «любовь» (Деян 2:47; Лк 2:52), «подаяние» (1Кор 16:3), «доброе дело» (2Кор 8:6), «благодарение» (Лк 17:9; 2Кор 8:16), «благодарность» в значении «вознаграждение» (Лк 6:32–34).

II. Бог являет Свою М., руководствуясь сострадательной → любовью (Исх 33:19; Пс 102:8–13; Ис 55:3). Человек ничем не заслужил этой М., он не имеет на нее никакого права (Рим 3:24; Рим 11:6; Еф 2:8–9; ср. Втор 7:7–8). Однако Бог многомилостив (Исх 34:6; Пс 85:15; Иоиль 2:13). Божья М. подобна росе и дождю (Притч 16:15; Притч 19:12), она необходима каждому человеку для счастья и благополучия. Божья М. велика и могущественна (Пс 116:2), она поддерживает нас (Пс 93:18). Во Христе человек обретает милосердный Божий дар — жизнь вечную (Рим 6:23). «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин 1:14,16,17). Оправдание по М. (благодати) Божьей (Рим 3:24; Рим 4:4,16; Рим 11:6) предполагает не только прощение грехов, но и новую, обретенную благодаря Божьей М. праведную жизнь (Рим 5:17,21; 2Кор 12:9; ср. 1Пет 2:19: «Ибо это благодать, если кто по совести, ради Бога переносит скорби, страдая несправедливо» — цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана).

Ап. Павел проповедует «Евангелие благодати Божией» (Деян 20:24). Сынам нового завета, в отличие от участников прежнего завета, была дана сила жить с Богом: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит 2:11,12). Милосердие требуется и от человека — как свидетельство его верности Богу (Ос 12:6; Мих 6:8). Любое деяние, совершаемое христианином по Божьей воле, вознаграждается обилием благодати (Рим 5:17), позволяющей ему преодолеть все испытания. В НЗ говорится о необходимости пребывания в благодати (2Кор 1:12; ср. Ин 15:1–8). О себе самом Павел свидетельствует: «Не отвергаю благодати Божией» (Гал 2:21; ср. 1Кор 15:10), а в Послании к Евреям он предупреждает: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией» (Евр 12:15). Павел призывает христиан пребывать и возрастать в благодати (Деян 13:43; 2Пет 3:18), шлет церквам хотя и традиционные, но в то же время искренние пожелания о даровании благодати и молится об этом (Деян 20:32; Рим 1:7; Рим 16:20,24; 1Кор 1:3; 1Кор 16 и др.). Благодать может явиться и тогда, когда человек теряет веру в собств. силы (Гал 2:16,20,21): «Смиренным дает благодать» (1Пет 5:5; Иак 4:6). Всю свою надежду христианин должен возлагать на благодать Божью (1Пет 1:13); она — единств. сила, способная ему помочь: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор 12:9).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter