Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Моавитяне

Моавитяне

Моавитяне (об этимологии слова → Моав; о происхождении народа → Лот). Согласно Библии, М. родственны аммонитянам, и оба эти народа состояли в родстве с Израилем. М. обитали вост. Мертвого моря, сев. Эдома и юж. Аммона. Они изгнали эмимов и заняли их тер. (Втор 2:10,11). Однако ко времени появления израильтян в Заиорданье аморреи во главе с Сигоном, царем Хешбона (в Синодальном переводе — Есевона) оттеснили М. и аммонитян, отняв у них земли между Арноном и Иавоком (Чис 21:13,26–30). При разделении Ханаана и Заиорданья между коленами Израиля колено Рувима получило в удел область от Ароера, стоящего на реке Арнон, до Иордана, включая все нагорье в области → Медевы (Мадабы) вместе с Хешбоном (Есевоном) и зависящими от него городами (Нав 13:15–23). Так рувимляне стали сев. соседями М., что постоянно создавало для последних трудности политич. характера. Уже ко времени исхода Израиля из Египта М. входили в число крупнейших в пределах Ханаана народов (Исх 15:15).

В песне Моисея (Исх 15) говорится об эйлей Моав — «сильных Моава» (в Синодальном переводе — «вожди Моавитские»), что может быть понято и как «овны Моава»: такое обозначение могло быть намеком на обилие скота в Моаве (см. 4Цар 3:4), кроме того, в древнейшей ближневост. символике овен означал правителя. Господь запретил израильтянам враждовать с М. и нападать на них (Втор 2:9). М. позволили израильтянам пройти через свои земли в Ханаан (Втор 2:28,29), однако не только не встретили их хлебом и водой, но даже призвали → Валаама, чтобы тот проклял народ Господень (Втор 23:4,5). В наказание М. и в десятом поколении не дано было войти в общество Господне (Втор 23:3). В Ситтиме М. совращали израильтян к идолопоклонству (Чис 25:1; Ос 9:10). Царь М. Еглон, покорив израильтян, угнетал их 18 лет, пока судья Аод не поразил его, подготовив этим избавление от ига М. (Суд 3:12–30). Однако во взаимоотношениях израильтян и М. наблюдаются и некоторые проявления приязни. Так, Руфь, прабабка Давида, была моавитянкой; Давид доверил своих родителей охране царя Моава во время преследований Саула (1Цар 22:3,4). После разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. некоторые иудеи нашли пристанище в Моаве (Иер 40:11).

Чаще, однако, М. были противниками израильтян. Саул вел с ними войну (1Цар 14:47), Давид, победив, сделал их своими данниками (2Цар 8:2,12; 1Пар 18:2,11). Об истории М. в IX в. до Р.Х. → МешаКамень Меши. При израил. царе Иоасе моавитские полчища вторглись в страну (4Цар 13:20,21). М. платили дань ассирийским царям Тиглатпаласару III, Синаххерибу и Асархаддону, поддерживали Ашшурбанапала. Во время восстания Иоакима против Навуходоносора они напали на Иудею (4Цар 24:2). М. заключили с Седекией временный союз против Навуходоносора (Иер 27:3), однако впоследствии радовались поражению Иудеи (Иез 25:8–11). После возвращения из вавил. плена некоторые иудеи взяли себе в жены моавитянок (Езд 9:1,2; Неем 13:23). С течением времени М. были поглощены арабами.

Пророки по-разному описывали грядущий суд над М., который постигнет их, гл. образом, за гордость и высокомерие (Ис 15Ис 16:1; Иер 9:25,26; Иер 25:21; Иер 48:1; Ам 2:1–3; Соф 2:8–11). М. были язычниками, главным их божеством был Кемош (в Синодальном переводе — Хамос, 3Цар 11:7). (См. надпись на Камне Меши, где помимо Кемоша, упоминается Аштар-Кемош — вероятно, верховная богиня.) Почитаемым у М. божеством был также Ваал-Фегор (Чис 25:1–3); по-видимому, считалось, что он обитает на одной из вершин Аваримских гор (→ Моав, 2).


* * * * *
В других словарях: Нюстрема Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Моав