Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Аравия, аравитяне (арабы)

Аравия, аравитяне (арабы)

Аравия, аравитяне (арабы). Название А., возможно, происходит от евр. арава — пустыня. Тогда слово «аравитяне» означает «жители пустыни или степи», араб. обозначение саркиюн (ср. «сарацины») означает «жители страны востока».

I 1) едва ли библ. название А. можно отождествить с Аравийским полуо-вом. Иногда под аравитянами здесь подразумеваются жители аравы, т.е. люди пустыни (Иер 3:2; Иер 9:25), но чаще — племена на севере, в «Каменистой Аравии» и в Аравийской пустыне. Так Птолемей называет сев. области, в отличие от «Счастливой Аравии», как он обозначает страну на побережье — Йемен. Там расположены города и местности → Библия знает арабов как кочующие племена семит. происхождения (Быт 10:21–30), а также как потомков Измаила (Быт 37:25; Суд 8:24; 1Пар 1:29–33; ср. Гал 4:25: Агарь аллегорич. означает гору Синай в А.) и сынов Хеттуры (1Пар 1:32−33). Они обозначаются и как «жители востока» (Суд 6:3; Иов 1:3). Большие племена Arabia Petraea, о которых повествует Библия, — это амаликитяне, эдомитяне, хорреи, измаильтяне, кедмонеи, кенезеи, сыны → Кидара, кенеи, мадианитяне, набатеи (→ АретаНаваиоф);

3) древняя А. славилась обилием благовонных растений, золота и драг. камней. «У неприятелей было много золотых серег, потому что они были Измаильтяне» (Суд 8:24). Царица Савская прибыла к Соломону «с весьма большим богатством» (3Цар 10:2). «Все цари Аравийские ... приносили золото и серебро Соломону» — из этого сообщения, однако, не вполне ясно, идет ли речь о подарках или о дани (2Пар 9:14). Иосафату аравитяне пригоняли мелкий скот (2Пар 17:11), их торговые связи простирались до Египта (Быт 37:25);

4) в полит. отношениях Израиля с А. прежде всего выделяются связи с землей Мадиамской, где в течение 40 лет скрывался Моисей (Исх 2 и след.). Позднее мадианитяне неоднократно вторгались в Израиль, пока Гедеон не избавил от них страну (Суд 6–8). В царствование Иорама аравитяне разграбили Иерусалим (2Пар 21 и след.), позднее их разбил Озия (2Пар 26:7). В предсказаниях пророков также упоминается земля Мадиамская и Кидар (Ис 21:13–17; Иер 49:28–33; Авв 3:7). Поход Навуходоносора против арабов датирован в вавил. летописи 599 г. до Р.Х.

II. В НЗ упоминаются аравитяне среди прибывших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы (Деян 2:11). Они, по-видимому, были иудеями из существовавшего в то время царства набатеев, возникшего на месте перситской провинции А. У набатеев побывал Павел, которому в Дамаске пришлось иметь дело с наместником → Ареты (2Кор 11:32; Гал 1:17).

III. Антагонизм между евреями и арабами, исчезнувший после разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х., возродился в полит., религ. и воен. обл. в XX в., после первой мировой войны, а более всего — с момента основания государства Израиль, что вновь делает актуальными сведения и пророчества ВЗ.

IV. Богатство культуры арабов, их литературы и иск-ва достойно глубокого изучения. Это полезно и изучающим ВЗ. Рассказы бедуинов помогают почувствовать атмосферу, в которой возник ВЗ. Араб. язык также включен в качестве одной из дисциплин в науку о ВЗ.


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Арава
Арад →