Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Мудрость, премудрость, мудрый, мудрец

Мудрость, премудрость, мудрый, мудрец

Слово «мудрость» [еврейское даат; греческое софиа] означает способность постижения смысла явлений в их взаимосвязи. Человек обретает М. частично благодаря врожд. способности, частично из опыта, но всегда как дар Божий (Притч 2:6).

I. МУДРОСТЬ БОЖИЯ

Божья М. проявляется в Его чудесном деянии → сотворении мира (Пс 103:24; Притч 3 и след.; Иер 10:12) и в Его руководстве миром (Иер 31:2; Дан 2 и след.), но прежде всего — в откровении Его воли и деяний, направл. на спасение человека (Рим 11:33; Еф 3:10; 1Тим 1 и след.). Говоря об откровении ВЗ, Иисус называет его «премудростью Божией» (Лк 11:49).

II. МУДРОСТЬ ХРИСТОВА

Еще ВЗ говорит о М. как о личности (Притч 1:20–33; Притч 8Притч 9:12), а НЗ называет Христа воплощ. М. (1Кор 1:24); в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол 2:3). Но Бог открыл эту спасит. М. таким образом, который воспринимается безбожным человеком как юродство (1Кор 1:21–25). Поэтому М. названа также и тайной, сокров. (1Кор 2:7), раскрывающейся лишь тем, кто не противится воздействию Св. Духа. В верующих, как в «теле Христовом», «многоразличная премудрость Божия» открывается также и для невидимого мира (Еф 3:10). Еще в отрочестве Иисус был вооружен премудростью и благодатью (Лк 2:40,52), и когда Он учил, у слушателей возникал вопрос: откуда у Него такая М. и власть (Мф 13:54; Мк 6:2)? Господу передана вся премудрость Божья (Откр 5:12), поэтому для всех верующих в Него Он может быть источником и дарителем всякой М. (1Кор 1:30; Кол 2:3).

III. МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

1) в ВЗ М., даруемая человеку Богом, включает в себя и навыки в области ремесла и иск-ва; исполн. премудрости (т.е. мастерства, умения, искусности) называются изготовители священнических облачений (Исх 28:3) и ремесленники, сооружавшие скинию (Исх 31:1–11; Исх 35:31,35), а также главы израильских колен (Втор 1:13,15) и Иисус Навин, преемник Моисея (Втор 34:9). М. ценилась прежде всего как добродетель властителей, судей и советников (2Цар 16:23; 3Цар 3:28; Притч 8:15; Притч 20:26), но люди осознавали, что она не всегда награждается по заслугам (Екк 9:15). Иуд предание из всех мудрецов ВЗ особо выделяет трех мужей: Соломона (3Цар 3:28; 3Цар 5 и след.; 3Цар 10:1; Мф 12:42), Иосифа (Быт 41:39) и Даниила (Дан 2:48). Мудрецы имелись не только в народе Израиля. В языч. странах они, наряду с предсказателями и чародеями, часто являлись советниками властителей: в Египте (Быт 41:8; Исх 7:11), Вавилонии (Иер 39:3; Иер 50:35; Дан 1:20; 2), Персии (Есф 1:13). Особой М. славились египтяне (3Цар 4:30; Деян 7:22), но упоминаются также и мудрецы Эдома (Иер 49:7; Авд 1:8), Тира и Сидона (Иез 28:3–5; Зах 9:2). В отличие от языч. народов, у израильтян М. была связана с осознанием той истины, что ее началом является Господь (Пс 110:10; Притч 1:7; Притч 9:10). Представление о богатстве М. израильтян дают Книга → Притч Соломоновых, → Книга Екклесиаста, а также апокрифич. книги Премудрости Соломона и Книга Иисуса, сына Сирахова;

2) НЗ также исходит из того, что истинная премудрость пребывает только в Боге (Рим 14:26; 1Тим 1:17). Поэтому человек без Бога, переоценивая свою собств. М. (Ис 5:21; Рим 1:22), впадает в заблуждение. М. мира сего в глазах Бога выглядит безумием (1Кор 3 и след.). Высшая мудрость заключена в Евангелии. Евангелием Бог посрамляет всю человеч. М. (1Кор 1:19 и след.,27), оно остается сокрытым от мудрых мира сего (Мф 11:25; Лк 10:21) и кажется им юродством (1Кор 1:18). Поэтому новозаветное благовествование опирается не на человеч. М., а на Божий Дух и Его силу (1Кор 2 и след.,13). Христ. жизнь руководствуется не «плотской мудростью», а благодатью Божьей (2Кор 1:12). Христос — наша М. (1Кор 1:30), только в Нем становится возможной «мудрость на добро» (Рим 16:19), только в Нем христиане могут поступать осмотрительно, как мудрые (Еф 5:15; Иак 3:13–15). Дар М. дается человеку вместе с даром Св. Духа и через Него (Деян 6:3,10). Иисус обещает Своим ученикам «уста и премудрость», которым не смогут противостоять их враги (Лк 21:15), поскольку через них будет говорить Дух Отца (Мф 10:20). Даров. Духом премудрость может вскрывать тайное (1Кор 2:7–10; Откр 13:18; Откр 17:9) и проявляется как в повседневной жизни христиан (Кол 4:5; Иак 1:5, 3:13,17), так и в духовном опыте Церкви (Еф 1:8; Кол 1:9; Кол 3:16).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Муж →