Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты

I. Библия свидетельствует о развитой, сложной музыке, как инструментальной, так и вокальной, поэтому, несомненно, оба эти вида музыки в первоначальной форме восходят к пению, часто связанному с танцами — мужскими и женскими, преимущ. хороводными (→ Танец). Для поддержания ритма пение и танец часто сопровождались хлопаньем в ладоши, о чем свидетельствуют древние рисунки. Поэтому первыми появились ударные, т.е. поддерживающие ритм, М.И. Позже появились струнные М.И., в т.ч. смычковые, а также духовые. Об оркестровой регулярно исполняемой инструментальной музыке в Библии упоминается редко; инструменты были призваны гл. обр. создавать соотв. эмоцион. настрой у поющих, а также сопровождать пение. кроме того, существовали спец. сигнальные инструменты. При археол. раскопках были найдены остатки некоторых М.И., именуемых в Библии «музыкальными орудиями» (1Пар 16:42; 2Пар 30:21; Неем 12:36; Екк 2:8; Пс 67:26; Ис 22:24; Ам 6:5). Значит. больше материала предоставляют древние рисунки и рельефы. Однако не обо всех инструментах, упоминаемых в Библии, исследователи имеют сегодня четкое представление. Не много известно также и о том, каким был звуковой ряд в Древнем Израиле. Вопрос о гамме, впрочем, задается только в отношении струнных М.И.; по-видимому, первоначально использовалась одна из разновидностей пентатоники (как и в Междуречье, Сирии, Финикии и других центрах древнейших семит. цивилизаций), впоследствии же распространились диатонические лады, напоминающие древнегреч., и, возможно, им предшествовавшие (влияние др.-евр.-финик. культуры на др.-греч. отражено в предании о финикийце Кадме, давшем грекам алфавит).

II. В качестве УДАРНЫХ М.И. в Библии упоминаются след.:

1) тимпан, т.е. бубен, или ручной барабан [еврейское тоф], разновидность тамбурина, который представлял собой деревянную или металлич. раму, обтянутую кожей животного, а по краям был увешан бубенцами. В него ударяли, поддерживая ритм во время хороводных плясок (Исх 15:20; Суд 11:34; 1Цар 18:6), использовали его гл. обр. во время народных увеселений (Быт 31:27; Иов 21:12; Ис 5:12; Ис 24:8; Иер 31:4), реже — храмовые музыканты при богослужении (Пс 80:3; Пс 149:3; Пс 150:4; ср. 1Цар 10:5; 2Цар 6:5). На небольших тимпанах играли большей частью женщины (Пс 67:26), ударяя по ним тыльной стороной ладони или пальцами: палочки, видимо, не использовались. Существовали и тимпаны более внушительных размеров, на которых играли только мужчины;

2) кимвалы (цимбалы), или тарелки [еврейское цильцелим, «звенящие»; греческое кюмбалон, «кимвал», 1Кор 13:1]. Обычно это были два медных тарелкообразных диска диам. от 8 до 20 см, которыми, держа их в вертик. или горизонт. положении, ударяли друг о друга. Кимвалы использовались как аккомпанирующие инструменты для создания сильного шумового эффекта, они имелись и в храмовых оркестрах (2Цар 6:5; 1Пар 15:16,19; 1Пар 25:1; 2Пар 5:12; Пс 150:5);

3) систры [еврейское менааним, «потрясаемые»] — инструмент, заимствов. у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки (2Цар 6:5). Систры представляли собой снабженную ручкой дерев. или металлич. раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки (обычно три). Видимо, к палочкам привешивались металлич. колечки. Другая разновидность этого инструмента состояла из дерев. рамы с подвеш. к ней металлич. стержнями, на которые нанизывали небольшие металлич. диски;

4) в 1Цар 18 поминается инструмент [еврейское шалишим, «тройные», или «треугольные»; в Синодальном переводе — «кимвалы»], представлявшие собой, вероятно, некую разновидность «триангела» (музык. «треугольника»); возможно, однако, что речь идет о лютне;

5) изображения на древних рисунках и рельефах позволяют предположить, что существовала также некая разновидность кастаньет в виде двух дерев. палочек, которыми ударяли друг о друга.

III. Из СТРУННЫХ М.И. в Библии упоминаются два, причем, видимо, речь идет о разновидностях одного и того же М.И. — лиры. (Играя на этих инструментах, перебирали струны или ударяли по ним рукой, а не водили смычком, что следует из этимологии соотв. др.-евр. терминов и видно на древних изображениях, см. 1Цар 16:16.) Лютня (ср. ил. на стр. 605) не упоминается в ВЗ, возможно, за искл. 1Цар 18[еврейское шалишим, см. выше — II,4; в Синодальном переводе — «кимвалы»]. Струнные М.И. делали из кипарисового или сандалового дерева (3Цар 10:12: др.-евр. альмугим, «сандал»; в Синодальном переводе — «красное дерево»); струны изготовляли, как правило, из овечьих кишок. Исследователи предполагают, что под упомянутыми М.И. подразумеваются след.:

1) арфа, или цитра [еврейское киннор; греческое китара, «кифара»; в Синодальном переводе — «гусли», «арфа» или «цитра»], имела поперечную дугу, на которую натягивали струны — парал. или перепендикулярно резонатору, если они не были собраны в пучок. Древнейшее изображение такой лиры имеется на настенной росписи гробницы в Бени-Хассане (Египет); похожие инструменты известны и по ассирийским источникам. На кинноре играл Давид пред Саулом (1Цар 16:23; в Синодальном переводе — «гусли»); уведенные в вавил. плен иудеи повесили свои кинноры на вербах (Пс 136:2; в Синодальном переводе — «арфы»). На кинноре часто играли в дороге (ср. 1Цар 10:5, в Синодальном переводе — «гусли»; 2Цар 6:5, в Синодальном переводе — «цитры»). Этот инструмент широко использовался;

2) псалтирь [еврейское нэвель] применялась гл. обр. во время богослужения (1Пар 15:16,28; 2Пар 5:12; Пс 32:2; Пс 150:3); в светских целях она употреблялась, видимо, только в аристократич. кругах (Ам 6:5, в Синодальном переводе — «гусли»). Она представляет собой похожий на лиру инструмент, у которого дуга расположена косо. В Пс 32 поминается псалтирь с десятью струнами: была ли такая форма ее обычной, распространенной, неизвестно. Изображение псалтири можно увидеть на ассирийском рельефе: ее держит в руках иудейский пленник из города Лахиша. Однако на древних рисунках встречаются и другие разновидности этого М.И.

IV. Среди ДУХОВЫХ М.И. различаются собств. музык. и сигнальные.

А. СОБСТВЕННО МУЗЫКАЛЬНЫЕ духовые инструменты включают, как минимум, три разновидности флейты:

1) в Дан 3:5,7,10 упоминается тростниковая флейта [арам. машрокита; в Синодальном переводе — «свирель»]: очевидно, имеется в виду т.наз. «флейта Пана», широко распростр. пастуший М.И.;

2) наиб. часто в Библии упоминается флейта, др.-евр. угав (Быт 4:21; Иов 21:12; Иов 30 — в Синодальном переводе — «свирель»; Пс 150 — в Синодальном переводе — «орган»). Здесь подразумевается трубковидный духовой инструмент, имеющий в верхнем конце отверстие, в которое музыкант дует без посредства дульца. Этот М.И. был известен и в Египте. Существует, однако, мнение, что угав был разновидностью волынки: воздух через трубку вдувался в мех из козьей кожи, при этом музык. звуки исходили из второй трубочки с отверстиями, которые играющий открывал или закрывал пальцами;

3) наконец, следует упомянуть флейту под названием халиль (др-евр. «полый») — разновидность гобоя, известную из егип. живописи; существовали как одинарные, так и двойные халили (1Цар 10:5; 3Цар 1:40; Ис 5:12; Ис 30:29; Иер 48:36; в Синодальном переводе — «свирель»). Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одноврем. исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнит. трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент — на другой.

Б. СИГНАЛЬНЫЕ духовые инструменты:

1) рог, или рожок [еврейское керен и шофар], представлял собой изогнутый рог животного (обычно бараний). Он издавал однородные звуки. В рог трубили на войне (Суд 3:27; 1Цар 13:3; 2Цар 2:28; в Синодальном переводе — «труба»), его использовала стража, предупреждая об опасности (Иер 6:1,17). В рог трубили и в торжеств. случаях, напр. при восшествии на трон нового царя (3Цар 1:34,41) или при объявлении о наступлении → юбилейного года (Лев 25:9);

2) собств. труба [еврейское хацоцра] — металлич. инструмент примерно в локоть длиной (ок. 50 см.), лишенный клапана. Моисей получил от Бога указание изготовить две серебряные трубы, в которые должны были трубить священники на войне (Чис 31:6), во время праздников (ср. 1Пар 15:24; Неем 12:35,41) и в новомесячия. Соломон умножил число труб до ста двадцати (2Пар 5:12).


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Мука →