Расскажите друзьям:

Арамейский язык

Арамейский язык
I. Первый раз арамейский язык используется в Библии в Быт 31:47, где Лаван называет сложенный из камней памятник по-арамейски, в то время как Иаков дает ему еврейское название. Трудно с точностью установить, насколько древним является арамейский язык. Олбрайт считает установленным, что этот язык произошел от одного из западно-семитских диалектов, на котором говорили в северо-западной Месопотамии в начале II тысячелетии до Р.Х. Очевидно, следы этого диалекта видны в посланиях из архива → Письма из Мари. По мнению Олбрайта, на этом диалекте говорили еврейские патриархи до переселения в Палестину. Там они переняли местный ханаанский диалект. Но такое утверждение вызывает некоторые сомнения. Одна из древнейших надписей на арамейском языке, надпись Киламму, предположительно относится ко 2-й половине IX века до Р.Х. Она была найдена в Зинджирли вместе с более поздними надписями, вероятно, VIII веке до Р.Х. Наука располагает также надписью Закира, относящейся к началу VIII века до Р.Х. (→ Венадад, III). Древнеарамейский язык этой надписи еще имеет много общего с ханаанским. Влияние ханаанского а также аккадскоих языков особенно велико в надписи Киламму, так что некоторые исследователи отказываются признавать, что этот текст написан на арамейском языке.
II. Арамейский язык, ранее (на основании Дан 2:4) ошибочно считавшийся халдейским, получил широкое распространение (4Цар 18:26) и в конечном итоге, вытеснив еврейский, стал разговорным, превратившись ко времени Иисуса в язык еврейского народа. Письменный древнееврейский язык, на котором написана большая часть ВЗ, в качестве разговорного уже не употреблялся. Как у ассирийцев и вавилонян – аккадский, а позднее в Римской империи – греческий, так в Персидском царстве – арамейский стал языком официальных документов и межнационального общения (смотрите также Книгу Ездры). Иудеи рассеяния, проживавшие в Египте, также говорили на арамейском языке. Это обнаруживается в иудейских документах на папирусе, относящихся к V и IV векам до Р.Х., найденных в Элефантине (в Верхнем Египте). В период после вавилонского плена еврейский язык можно было слышать только в синагогах при чтении Писания. При этом переводчик излагал прочитанный текст в свободном переводе на арамейский язык. Поскольку такое изложение было слишком вольным, то впоследствии возникла необходимость письменного перевода. По-арамейски его называли → таргум (= «перевод»). Со временем арамейский язык был вытеснен арабским.
III. Арамейский язык, наряду с ханаанским и еврейским, принадлежит к северо-западным семитским языкам, и, в свою очередь, подразделяется на западно- и восточно-арамейский. К памятникам письменности на западно-арамейском относятся:
1) Древнеарамейские надписи: надписи из Зинджирли вместе с надписями Киламму и Закира, набатейские надписи (I века до – I века по Р.Х.), надписи из Пальмиры (I века до – III века по Р.Х.), синайские надписи (I-IV веков по Р.Х.);
2) Библейские арамейские: два слова в Быт 31:47 (смотрите I); Иер 10:11; Дан 2:4Дан 7:28; Езд 4:8Езд 6:18; Езд 7:12-26;
3) Арамейский язык иудейских папирусов и прочих документов из Египта (V и IV веков до Р.Х.);
4) Арамейский язык иудейских таргумов (переводов), а также иерусалимского и палестинского Талмудов (II-V веков по Р.Х.);
5) Самарянский – язык перевода самарянского Пятикнижия (использовавшийся как сугубо лит. вплоть до средневековья, т.е. и после того как не стало носителей этого языка;
6) Христианско-палестинский арамейский язык христиан-мелькитов, живших в Палестине (V-VIII веках по Р.Х.);
7) Новоарамейский, на котором говорят и поныне в небольшом округе в горах Антиливана.
IV. Восточно-арамейский включает:
1) Иудейско-арамейского вавилонского Талмуда (IV-VI веках по Р.Х.);
2) Мандейский – язык язычников-гностиков из секты мандеев (с IV века по Р.Х.);
3) Сирийский – письменный язык сирийской церкви в северной Сирии и в Месопотамии в III-XIV веках. Он произошел от диалекта Эдессы, самые древние надписи на котором относятся к I веку по Р.Х. Название «сирийский» объясняется тем, что христиане, говорившие на восточно-арамейском, называли себя сюрйайе. Это слово они заимствовали из греческого, где сюрой – сокращение от ассюриой. Семитское название этого народа арамайе, аккадское ариме, они применяли только в значении «язычники»;
4) Новоарамейские диалекты в Месопотамии, на которых ныне говорят в Мосуле и Тур-Абдине, а также в Армении, где новосирийский из Урмии также стал письменным языком.



←   Арамеи   предыдущее   •   следующее   Аран   →