Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Нога

Нога

I. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) как и слово «рука», слово «Н.» встречается в образных выражениях. Идя по жизненному пути, Н. «колеблется» (Пс 120:3), «пошатывается» (Пс 72:2), «претыкается о камень» (Пс 90:12), «стоит на камне» (Пс 39:3) или «на пространном месте» (Пс 30:9); для Н. «расставляют сети» (Иер 18:22; Плач 1:13), их «ставят в колоду» (Иов 13:27);

2)обувь была одним из отличит. признаков знатных людей. В притче о блудном сыне отец приказывает рабам дать вернувшемуся сыну «обувь на ноги». Это символизирует возвращение сыну сыновних прав (Лк 15:22). Как пр. Исаия, сняв сандалии, ходил «нагой и босой», так и царь ассирийский вел «пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии ... нагими и босыми», чтобы унизить их (Ис 20:2–4). Обувь снимали также в знак смирения и благоговения в присутствии Бога (Исх 3:5; Нав 5:15);

3) омовение ног гостя было выражением почтения к нему (Быт 18:4; Суд 19:21; 1Цар 25:41; Песн 5:3; Ин 13:4–14; 1Тим 5:10). Иногда в знак такого почтения Н. мазали миром (Лк 7:46; Ин 12:3). Во время траура Н. не мыли (2Цар 19:24). Если Н. окунали в масло или жир, это означало достаток и благополучие (Втор 33:24; ср. Иов 29:6);

4) в подтверждение своей победы завоеватели наступали на «выи» поверженных врагов (Нав 10:24), клали их к «подножию ног своих» (Пс 109:1) — обе эти сцены запечатлены на ассирийских и египетских барельефах — или «сокрушали их под ногами своими» (Плач 3:34; Рим 16:20; ср. Ис 51:23). Тот, кто властвует, «покоряет все под ноги свои» (Пс 8:7; 1Кор 15:27). Выражение «попирать ногами» означает выказывать полнейшее пренебрежение к кому-либо (Ин 13:18; Евр 10:29);

5) упасть к ч.-л. Н. означало проявить смирение (Ис 60:14; Откр 3:9), благоговение (Деян 10:25; Откр 19:10; Откр 22:8–9), обратиться с просьбой (1Цар 25:24; Мк 5:22; Мк 7:25). Молитвенное, благоговейное обращение к к.-л. могло сопровождаться обхватыванием Н. (4Цар 4:27; Мф 28:9), целованием Н. (→ Поцелуй), что, однако, могло означать и особую благодарность и смирение (Лк 7:38,45). Положенные к ч.-л. Н. дары полностью переходили в распоряжение человека, принимавшего их (Мф 15:30; Деян 4:35; Деян 5:2). Ученики, как правило, располагались на полу у Н. своего учителя, который сидел на возвышении (Втор 33:3; Лк 10:39; Деян 22:3; ср. также Лк 8:35);

6) в Библии говорится о топанье Н., выражающем радость (Иез 25:6) и гнев (Иез 6:11), а также о «говорении ногами» (Притч 6:13). Стряхивание с Н. праха, т.е. пыли, осевшей во время ходьбы (см. Лк 10:11; Деян 18:6), символизирует прекращение всякого дальнейшего общения с тем, кто проклят за свои поступки (Мф 10:14; Деян 13:51);

7) наконец, слово «Н.» употребляется в эвфемистических выражениях. Так, в Исх 4 и Ис 7:20 под «ногами» подразумеваются интимные части тела, а в Ис 6:2, очевидно, — тазобедренная область (ср. с установлениями о поведении перед лицом Бога, Исх 20:26; 3Цар 19:13).

II. ОМОВЕНИЕ НОГ

1) об омовении Н. в повседневной жизни → Купание (ср. 1Тим 5:10);

2) ветхозаветные священники, прежде чем войти в скинию, должны были омыть в → умывальнике (2) Н. и руки (Исх 30:18–21), что символизировало очищение от грехов перед каждым богослужением;

3) во время Тайной Вечери Иисус омыл Н. Своим ученикам (Ин 13:3–20); этому акту предшествовал спор учеников о том, кто из них выше (Лк 22:24–27). Тем самым Иисус явил зримое свидетельство Своей любви к ученикам и указал на то, что место каждого из Его последователей определяется в служении. В ответ на просьбу Петра умыть «не только ноги ... но и руки и голову», Иисус говорит: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты...» (Ин 13:8–10). Как священники в ВЗ совершали полное омовение тела один раз перед своим посвящением (Исх 29:4; Лев 8:6), а перед ежедневным богослужением в скинии омывали лишь ноги и руки (Исх 40:31), так и христианину, однажды прошедшему через «баню возрождения» (Ин 3:5; Тит 3:5; Евр 10:10), в будущем необходимо лишь очищение от повседневной нечистоты снаружи и от греха изнутри (2Пет 1:9; 1Ин 1:7–10; 1Ин 3:3–5). Иисус Христос не может иметь общение с человеком, запятнанным грехом, но Он может и хочет его очистить. Это желание выражено в требовании Иисуса к ученикам «умывать ноги друг другу» так же, как Он, «Господь и Учитель, умыл ноги» им (Ин 13:14,15). Требование делать другим то же, что делал Иисус, касается также пастырского служения.


* * * * *
В других словарях: Нюстрема
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Ногаг →