Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Освящение, освящать

Освящение, освящать

Освящение, освящать, обряд, которым люди или вещи отделяются для святых целей (посвящаются на служение Богу). О. → скинии происходило через помазание миром (Исх 30:26–28; Лев 8:10) и принесение предписанных жертв (Исх 40:29). О. жертвенника всесожжения длилось семь дней (Исх 29:37), в течение следующих 12 дней делали свои приношения начальники каждого колена (Чис 7:11,84). Подобным образом освящал храм Соломон (3Цар 8:62–66; 2Пар 7:9), так же происходило и О. второго храма (Езд 6:16). Из Втор 20 известно об О. (в Синодальном переводе — «обновление») вновь построенных домов, а Неемия освятил восстановленные стены и ворота Иерусалима (Неем 12:27–43).

I. Употребляемое в Септуагинте греч. слово гагиадзо — «освящать» по смыслу почти полностью совпадает с евр. словом кадаш — «освящать», «святить». Вначале слово гагиадзо использовалось лишь в узком, обрядово-богослужебном значении (Исх 29 и др.), но позже область применения его существенно расширилась. О. может совершаться через обрядовые действия (Исх 19:10,14; Нав 7:13 и др.), а также через соблюдение праздников (Исх 20:8; Втор 5:12). Освящает всегда Бог, в т.ч. и в тех случаях, когда посредником выступает священник. Через О. предметы и люди ставятся на служение Господу. Снисходя к человеку и удостаивая его Своим присутствием и общением, Бог стремится приобщить его к Своей святой сущности. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш», — так обращается Господь к верующим в Него (Лев 19:2). Избранный народ должен соблюдать не только обрядовую, но и нравств. чистоту. И об этом — по поручению Господа — ему постоянно напоминали пророки, прежде всего Исаия, Иеремия, Осия и (Ам 1:11–17; Ос 6:6; ср. 1Цар 15:22). Однако на практике О. оставалось преимущественно внешним, обрядовым (Евр 9:10): будучи призвано стать воспитат. средством для освящения сердец, оно не могло «сделать в совести совершенным приносящего» дары и жертвы (Евр 9:9), поскольку еще не был открыт «путь во святилище» (Евр 9:8).

II. Лишь с НЗ мы обретаем этот новый, живой путь, ведущий в Святое Святых (Евр 9:11–14). Иисус Христос Своими страданиями за нас, Своим послушанием вплоть до смерти крестной освятил нас; теперь и мы освящены истиною (Ин 17:19). Христос сделался для нас «освящением и искуплением» пред Богом (1Кор 1:30). Понятие «освящение» имеет в НЗ два значения:

1) О. является всецело ДЕЯНИЕМ БОГА и как дар Божий дается всем, кто приобщается к Евангелию через веру. Бог не только оправдывает верующего через → прощение грехов ради Христа, но и приобщает его к святости Сына (1Кор 6:11; Еф 4:24; Еф 5:25). В результате верующий рождается заново (Ин 3:1–16; 1Пет 1:3–5) через освящение от Духа (Рим 1:4; Рим 15:16; 1Пет 1:2);

2) О. требует полного УЧАСТИЯ ВЕРУЮЩЕГО. Тот, кого Бог оправдал Своей милостью и избавил от вечного проклятия, неправомочен более распоряжаться собой (2Кор 5:14–17), и мир не может далее располагать им (Гал 6:14). С этого времени он передан во власть Богу. По Божьему праву он «освящен Господу» и не вправе забывать об этом (Рим 1:7; 1Кор 1:2; Еф 1:4; Кол 3:12; Откр 20:6). «Освященные во Христе» должны представить свои «тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим 12:1); они должны допустить Св. Духа в свою жизнь и проявлять послушание: «Старайтесь иметь ... святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр 12:14). Заключит. главы апостольских посланий изобилуют увещеваниями жить в святости (Рим 12:1–21; Рим 13:1–14; 1Кор 16:13; 2Кор 13:5; Гал 5:1; Гал 6:1). Многочисл. высказывания о «святости во Христе» дополняются увещеваниями, призывающими к глубокой преданности Богу и отречению от мира (Рим 6:19; 1Ин 2:15–17 и др.). «Время странствования», т.е. время пребывания на земле, следует проводить богобоязненно (1Пет 1:15–17; 2Кор 7:1). Разъяснения по поводу того, что спасение невозможно как без содействия святой Божьей милости, так и без активного участия самого верующего, дано в Флп 2Борьба, бороться.

III. Согласно НЗ для «возрастания в святости» необходимы: молитва, преломление хлеба, общение святых (→ Исповедание, исповедовать (III) → Увещевание), но прежде всего — Слово Божье (Деян 2:42).

IV. Целью О. является совершенствование и преображение верующих в образ Христа (Рим 8:17,28; 1Кор 15:35; Флп 3:21; 1Ин 3:2), достижение совершенства в Нем (Кол 1:28; Кол 2:10), как того требовал Сам Господь от Своих учеников (Мф 5:48). Облечение «в нового человека» (Еф 4:24) является каждодневной задачей для всех нас: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1Фес 5:16; 1Кор 14:20; Флп 3:15; 1Пет 2:9; Евр 5:14). → ЛевитыСвященникЖертва (V,2).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Осел →