Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Откровение, открывать

Откровение, открывать

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

В своем изнач. значении слово «откровение» обозначает действие, в результате которого раскрывается, разоблачается, выступает на свет нечто, прежде сокрытое. Но свое истинное значение это слово обретает тогда, когда речь идет о Боге. Ибо с момента грехопадения человека Бог является для людей «Богом сокровенным» и уже не общается с ними «лицом к лицу», как это было в раю (Быт 2:16).

II. САМООТКРОВЕНИЕ ЖИВОГО БОГА

А. В ВЗ. Как «Бог сокровенный» (Ис 45:15) Бог открывает Себя тогда, когда пожелает, и только тому, кого Он Сам избирает, чтобы объявить Свою волю. В Своей неогранич. → свободе Бог избрал народ → Израиля (Втор 4:37; Втор 7:6) и открылся ему как «Бог живой» (Втор 5:23; Нав 3:10; Ис 37:4), не имеющий ничего общего с мертвыми → идолами, которым поклонялись другие народы (Ис 2:8; Пс 95:5). Средством Божьего О. является прежде всего Его → Слово (Быт 12:1; Быт 15:1; 1Цар 15:10; 2Цар 7:4; 3Цар 6:11); Он говорит устами вдохновленных Его Духом прозорливцев, Божьих людей и → пророков (1Цар 9:6,15; 2Цар 24:11; 3Цар 22:6). кроме того, Он открывает Себя через богоявление (Исх 34:5; Ис 6:1; Иез 1), чудеса (Исх 11:4–10), → видения (Дан 7:1; Зах 1:8), → сны и их истолкования (Быт 28:12; Быт 40, Быт 41). Бог позволяет познать Свою волю и через → жребий, прежде всего через → урим и туммим (Исх 28:30), а также через знамения (Быт 24:12; Суд 6:36; 1Цар 15:27). Через такие О. Бог являл Себя:

1) как Творец истории. В этом отношении показательно освобождение народа Израиля из егип. «дома рабства». Господь показал Свою силу, наказав фараона (Исх 14:18), и Своими могуществ. деяниями приблизил к Себе израильтян как Свой народ (Исх 19:4; Ос 11:1; Иер 7:22). Бог избрал израильтян не потому, что они в чем-то превосходили другие народы, а исключит. по Своей милости (ср. Втор 7:7,8; Ам 9:7). Но вместе с тем Бог остается Богом всех народов, Господином всей мировой истории (см. Ис 49:6; Ис 60 и Книгу пр. Даниила); с самого начала Его спасит. деяния были предназначены для всех людей;

2) Бог открывал Себя святым и милостивым. Бог свят в Своем возвыш. величии и совершенной чистоте. В → Десяти заповедях (Исх 20), основной части Своего Закона, Он требует прежде всего нравств. → послушания. → Богослужение без послушания — мерзость пред Господом (1Цар 15:22; Ам 2:6; Ос 6:6; Мих 6:8). В Своем милосердии Бог прощает человеч. грехи (Исх 34:6; Пс 31:5). Его суд милостив (Ис 40:1; Ис 53:1; Ис 61:1);

3) Бог являл Себя как Творец и Вседержитель. Наш мир возник по Его слову и по Его воле (Быт 1:2; Пс 32:6–9; Евр 11:3). В ВЗ вновь и вновь восславляется и воспевается → величие Бога, выразившееся в сотворении мира (Евр 38, Евр 39; Пс 8:1; Пс 17:8; Пс 103:1; Ис 40:11; Ис 42:5; Ис 45:12; Ам 5:8);

4) Бог открывает Свое имя, а вместе с тем и Свою сущность. Среди → имен Бога три имеют основополагающее значение: Элохим (в Синодальном переводе — «Бог»), имя Бога как Создателя неба и земли (Быт 1:1); Яхве (в Синодальном переводе — «Господь»), имя Бога как Бога завета (Исх 3:15) и Бог Отец. Как Создатель Бог желает быть Отцом всех людей (Еф 3 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), но особенно это относится к избр. Им народу (Исх 4:22; Мал 2:10). Однако в собств. и самом полном значении Бог является Отцом Иисуса Христа (Пс 2:7; Рим 15:6; Еф 1:3) и через Него — Отцом спасенных верующих нового завета (Рим 8:14–17; 1Кор 8:6).

Б. В НЗ: САМООТКРОВЕНИЕ БОГА В ЕГО СЫНЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ:

1) свидетельство ЕВАНГЕЛИЙ. Иоанн Креститель и Иисус возвестили людям о том, что Бог вышел из Своей прежней сокровенности и что приблизилось обетов. время спасения (Мф 3:2; Мк 1:15). Сам Иисус — это и есть частично осуществившееся «Царство Божие» (Мф 12:28; Лк 17:21). Иисусу даны полномочия «открыть» Отца (Мф 11:27; ср. Ин 9:37; Ин 12:45), Он — Сын Человеческий, Который грядет «на облаках небесных» (Дан 7:13,14; Мк 8:38; Мк 14:62), Он — Слово Божье, Которое «стало плотию» (Ин 1:1–18). И хотя Божеств. слава Иисуса еще остается сокровенной, ее уже могут видеть люди, у которых открылись глаза (Ин 2 — ученики; Мф 16 — Петр). Для людей же благочестивых (как это понимали раввины и фарисеи) тайна Иисуса как Мессии остается совершенно сокрытой, поэтому они презирают и отвергают Его (Мф 11:25; Мк 14:63–65);

2) свидетельство книги ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Древняя Церковь верила в пришедшего на землю Мессию Иисуса Назарянина как в Господа и Царя, Который явится вновь (Деян 3:21). Благовестие Иисуса Христа охватывает Его деяния на земле, Его смерть за грехи людей, Его воскресение как победу над смертью, Его вознесение и пребывание одесную Бога и Его → Второе пришествие для суда над миром (Деян 10:34–43). С Его Вторым пришествием во славе Божеств. О. достигнет своей конечной и высшей цели — создания нового мира;

3) свидетельство новозаветных ПОСЛАНИЙ. В центре внимания новозаветных посланий также находится пришествие Бога «в последние века» (в последние дни) (Евр 1:1,2; 1Кор 10:11) в лице Иисуса из Назарета, действовавшего на земле как историч. личность. Со Вторым пришествием Христа связывается всемирная катастрофа, за которой последует создание «нового неба и новой земли» (2Пет 3:10–13). В апостольских посланиях книги ВЗ рассматриваются как Божье О., цель которого — служить предисловием к Евангелию (Рим 4:23). Здесь учение апостолов резко расходится с иудаизмом, в котором ВЗ придается совершенно иное значение. В новозаветной эсхатологии значение и содержание О. значит. расширяется: в последние времена откроются слава Христа (1Кор 1:7; 2Фес 1:7; 1Пет 1:7,13; 1Пет 4:13; 1Ин 2:28) и ужасающее неистовство → антихриста, противника Мессии (2Фес 2:3,6,8), вечная слава и спасение сынов Божьих (Рим 8:18; 1Пет 4:13; 1Пет 5:1; Кол 3:4) и великий день Божьего суда, когда проявится Господень гнев (Рим 2:16; 1Кор 3:13). Божий суд предстоит и верующим (1Кор 3:13; 2Кор 5:10). В новозаветных посланиях содержится также О. о предвечном существовании Христа, т.е. о Его бытии до сотворения мира и времени (Рим 8:3; 1Кор 8:6; 2Кор 8:9; Гал 4:4; Флп 2:5; Кол 1:15–17; Евр 1:3). Дух, вдохновивший пророков ВЗ и засвидетельствовавший им страдания Христа и «последующую за ними славу», был Духом Христа (1Пет 1:11). Так в О., содержащемся в Иисусе Христе, подводится итог всей ветхозаветной и новозаветной Священной истории (2Кор 1:20), которая завершится его → Вторым пришествием;

4) свидетельство ОТКРОВЕНИЯ ИОАННА. «Откровение» [греческое апокалюпсис] — это и название последней книги Библии. В описанных в ней видениях, с одной стороны, открываются грядущий небесный мир с его славой, а с другой — всемирная история с ее сатанинской подоплекой. О. призвано показать, «чему надлежит быть вскоре» (Откр 1:1). Книга была предназначена для укрепления Церкви Иисуса в ее противостоянии злу и греху мира сего (Откр 13); она должна была подготовить верующих к возможному мученичеству и в условиях жестоких гонений утешить их упованием на то, что Бог исполнит все Свои обетования.

В. «ЕСТЕСТВЕННОЕ» ОТКРОВЕНИЕ. Согласно Рим 1:19, язычники тоже обладают некоторыми знаниями о Боге, несмотря на то, что они незнакомы с библ. откровением. Дело закона у них написано в сердцах (Рим 2:14), Бог и им свидетельствовал о Себе Своими благодеяниями (Деян 14:17). Однако Павел оспаривает тот факт, что язычники могут по-настоящему познать Бога (1Кор 1:21; Гал 4:8; 1Фес 4:5). Это указывает на то, что хотя Бог постоянно свидетельствует о Себе и фактом сотворения мира, и через человеч. → совесть — в том числе и независимо от библ. О. о спасении во Христе, — одними только человеч. усилиями невозможно достичь прощения грехов, уверенности в спасении и общения с Богом. Человеку необходимо уверовать во Христа, тогда он будет просвещен Святым Духом и сможет через веру постичь умом и сердцем спасение во Христе.

III. ЛОЖНОЕ ОТКРОВЕНИЕ

Великий противник Бога → дьявол во все времена вдохновлял своих собственных «пророков», которые становились на службу → лжи и обмана. Тема борьбы с лжепророками проходит через всю Библию (Втор 18:20; Мих 3:5–7; Иер 6:13,14; Иер 14:13–15; Иер 23:9; Иез 13:15). Кроме пророков Ваала (3Цар 18:19), существовали и лжепророки Яхве, которые, не будучи посланы Богом, пророчествовали, превращая свое занятие в доходное ремесло (Мих 3:11). Они принимали сторону безбожного цар. дома и проповедовали спасение непокаявшемуся народу (Иер 28).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter