Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Петр

Петр

Петр

I. П. — прозвище (Деян 10:5,18) одного из апостолов Иисуса Христа, греч. перевод арам. слова кефа – «скала», которое в Синодальном переводе передано как «Кифа» (Ин 1:42; 1Кор 3:22; 1Кор 9:5; 1Кор 15:5; Гал 2:9). П. получил это прозвище от Иисуса при их первой встрече (Ин 1:42), а после исповедания П. в Кесарии Филипповой Господь утвердил за ним это имя (Мф 16:18). Имя этого апостола было Симон (Мф 16:17; Деян 15:14; 2Пет 1:1). Его отца звали → Иоанном (1) (в Мф 16 она; в Синодальном переводе везде — Иона), он был рыбаком и жил, вероятно, в Вифсаиде (ср. Ин 1:44). П. был женат и имел дом в Капернауме (Лк 4:38; 1Кор 9:5), он рыбачил вместе со своим братом → Андреем (Мф 4:18).

II. 1) предположит. П. сначала был учеником → Иоанна Крестителя, а затем Андрей привел его к Иисусу (Ин 1:41). Его окончат. призвание (→ Апостол, II,Б) произошло на берегу Геннисаретского озера (Лк 5:1–11). В кругу учеников П. считался ведущим, во всех списках апостолов его имя стоит на первом месте (Мф 10:2; Мк 3:16; Лк 6:14; Деян 1:13). П. говорит от имени всех учеников (Мф 16:15; 19:26; Ин 6:67–69) и наряду с Иоанном и Иаковом принадлежит к числу трех апостолов, которые были особенно близки к Господу (Мф 17:1; Мф 26:37; Лк 8:51);

2) П. был наделен пылким темпераментом, его поступки чаще диктовались не разумом, а сердцем (Ин 6:68). Не все его высказывания, равно как и его действия, бывали тщательно обдуманными (Мк 8:32; Ин 13:6–9; Ин 21:21; Ин 18:10). Ему не всегда хватало сил и осмотрительности, чтобы исполнить начатое (Мф 14:29–31). Исповедание веры тесно соседствовало у него с человеч. представлениями (Мф 16:16–23). Это противоречие между желанием и его осуществлением особенно отчетливо проявилось во время допроса Иисуса, когда готовность апостола пострадать вместе с Господом (Мф 26:33; Лк 22:33) обернулась его несостоятельностью (Мф 26:40,43), необдуманными действиями (Ин 18:10) и, наконец, отречением (Ин 18:15,27). Но Господь вновь призвал П. (Лк 22:61). Он явился ему после Своего воскресения (Лк 24:34; 1Кор 15:5) и в разговоре на Тивериадском море подтвердил данное ранее поручение (Ин 21:15);

3) в Деяниях П. предстает как руководитель Церкви (Деян 1:15; Деян 5:1–11), проповедующий Евангелие народу (Деян 2:14; Деян 3:12; Деян 5:21) и иуд. вождям (Деян 4:8; Деян 5:29). Господь направил его к Корнилию (Деян 10) и этим положил начало миссии среди язычников, и П. отчитывался в этом перед Церковью (Деян 11:1–18). После ареста и чудесного освобождения ангелом он в 44 г. покинул Иерусалим (Деян 12:1–17). В Антиохии П. вновь проявил непоследовательность в своем отношении к христианам, обращенным из язычников (Гал 2:11–14), и ап. Павел обличил его за это. Но речь П. на последовавшем за этим → Апостольском соборе (VI) показывает, что высказанное Павлом предостережение возымело действие и между апостолами установилось прежнее взаимопонимание (ср. 2Пет 3:15). В конце жизни П., вероятно, находился в Риме и, возможно, при содействии → Силуана обращался оттуда к церквам с посланиями (→ Послания Петра). Существует предположение, что → Евангелие от Марка основано на сведениях, которые сообщил Марку П. Мученич. смерть П. была предсказана в НЗ (Ин 21:19), но ни в одной из книг о ней не сообщается. О времени и обстоятельствах смерти апостола почти ничего не известно, как неизвестно и место, где он был похоронен. Раскопки, проведенные в Риме под храмом св. Петра, не дали результатов. Для утверждений некоторых исследователей о том, что П. в течение 25 лет был епископом Рима, оснований нет.


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Никифора Нюстрема Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter