Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Подати

Подати

I. НА СВЯТИЛИЩЕ

Самыми древними П. у израильтян были сборы на святилище. Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление → скинии (Исх 25:1–9; Исх 35:4–29; Исх 36:4–7; Исх 38:24–29), а также на сооружение первого (1Пар 29:2–9) и второго храмов (Езд 2:68; Езд 7:16; Неем 7:70). В дальнейшем денежные П. сначала в размере половины серебряного сикля (→ Деньги) взимались с каждого «поступающего в исчисление», т.е. с каждого способного воевать мужчины в возрасте от 20 лет (Исх 30:11–16). Это должно было предотвратить поражение израильтян губит. язвой во время исчисления народа (ср. 2Цар 24). Собранное серебро было использовано при сооружении скинии (Исх 38:25–28). Когда после свержения → Гофолии иудеи обратились от служения Ваалу к служению Яхве, царь Иоас возобновил сбор дани на поддержание храма, сделав ее ежегодной (4Цар 12:5; 2Пар 24:5,9). Когда затем при Неемии народ вновь обязался соблюдать Закон, то постановил взимать ежегодные П. на потребности храма в размере трети сикля; этот сбор предназначался для совершения жертвоприношений во время богослужения (Неем 10:32). Обоснование более низкого размера П. на храм не приводится. Позднее вернулись к прежнему размеру дани, сохранившемуся до времени Иисуса и взимавшемуся с каждого взрослого израильтянина (Мф 17:24). Эту П. стали обозначать по названию греч. монеты соотв. достоинства — «дидрахмы». Упомянутый в Мф 17 татир составлял 4 драхмы и соответствовал одному сиклю. Законом устанавливались следующие П. натурой: всё первородное (→ Первородство), которое частично можно или нужно было выкупать (Исх 13:11–16; Чис 3:44–51), начатки плодов земли (Исх 23:19; Втор 26:1–10) и → десятина (Лев 27:30–33; Втор 14:22–29), известная еще во времена Авраама и Иакова (Быт 14:20; Быт 28:22). В Неем 12 . на храм собираются и учитываются по трем категориям: приношения, начатки и десятины (в Синодальном переводе приношения делятся на начатки и десятины).

II. ПОДАТИ ГОСУДАРСТВУ

Таковые П. начали взимать в Израиле только после установления цар. власти, когда наряду с племенной организацией возникла независимая от нее система управления:

1) в период существования Иудейского и Израильского царств происходило отчуждение собственности, за счет чего властитель содержал своих чиновников (1Цар 8:14), в то время как израильтяне (1Цар 8:12,16; 3Цар 5:13–17) и хананеи (3Цар 9:20) выполняли разнообразные трудовые и служебные повинности. В качестве постоянной П. царь требовал десятину от урожая зерна, винограда и приплода скота (1Цар 8:15,17); за сбор этих П. отвечали 12 чиновников, назнач. Соломоном (3Цар 4:7–19). В Ам 7:1, вероятно, говорится и о праве царя собирать первый покос травы. В другом месте мы узнаём о П. торговцев и купцов (3Цар 10:15): очевидно, это были пошлины на товар и за пользование дорогами. К этому прибавлялась дань, которую израил. цари получали с покоренных народов (2Цар 8:11,12; 4Цар 3:4; 2Пар 17:11), однако позднее они сами выплачивали дань завоевателям — ассирийцам, вавилонянам и египтянам. В подобных обстоятельствах царь Менаим собрал с богатых израильтян в качестве налогов по 50 сиклей серебра, чтобы выплатить требуемую сумму ассирийскому царю Фулу (4Цар 15:20);

2) по возвращении из плена, в период господства персов, в Иудее взимались те же налоги, что и в других перситских провинциях (Езд 6:8; Неем 5:4). При этом в Езд 4:13,20; 1Езд 7 различаются три вида П., под которыми, возможно, следует понимать прямое налогообложение, косвенные налоги на предметы потребления и пошлины за пользование дорогами и мостами. Священники, левиты и служащие при храме были освобождены от всех налогов (Езд 7:24). Из поступлений, которые должна была отчислять в определ. размере каждая провинция, покрывалось также содержание областеначальника, на что в Иудее приходилась сумма в 40 сиклей серебра в день. Неемия отказался от этого жалованья, облегчив таким образомнароду бремя налогов (Неем 5:14). кроме того, было дано повеление обеспечивать из налогов, поступавших от провинций, располож. зап. Евфрата, поставки для храма в Иерусалиме (Езд 6:8; Езд 7:21). Средства поступали несвоеврем., что, вероятно, затягивало его сооружение. По особым поводам, как, напр., при женитьбе на Эсфири, перситский царь издавал (Есф 2:18) особый указ о льготах в налогообложении;

3) еще при егип. царях из династии Птолемеев, а затем при сир. династии Селевкидов в Палестине практиковался откуп налогов, что продолжалось и в период рим. господства. Откупщик брал на себя обязательство выплачивать казне установленные платежи, впоследствии выжимая свой собственный доход из взятой на откуп земли. Рим налогообложение (Мк 12:14; Лк 20:22; Лк 23:2; Рим 13:6) состояло из поземельного налога и подушной П., которая, в свою очередь, слагалась из собственно подушной П. (Мф 22:17–21) и подоходного налога. Монета (Мф 22:19), которой платили П., была рим. динарием (→ Деньги). Далее взималась пошлина на ввоз и вывоз товаров, а также пошлина за пользование дорогами и мостами. И эти пошлины также отдавались на откуп, поэтому население ненавидело иуд. откупщиков и сборщиков П. (→ Мытарь, пошлина). С целью установления размера П. император отдавал распоряжение о проведении переписи населения и инвентаризации имущества. Такой оценкой ко времени рождения Иисуса (Лк 2:1–5) по очереди были охвачены все земли Римской империи. Др.-евр. историк Иосиф Флавий сообщает еще об одной переписи в Иудее, также при → Квиринии, в 6 г. по Р.Х., когда эта область, ранее подвластная Архелаю, была превращена в рим. провинцию. Эта перепись могла стать причиной восстания Иуды-галилеянина (Деян 5:37).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter