Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Послание к Филиппийцам

Послание к Филиппийцам

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) в самом начале П.к Ф. названо имя его АВТОРА: Павел (Флп 1:1). В послании содержатся сведения о жизни апостола (Флп 1:7, 12–14; Флп 2:19–25) и выражено его отношение к адресату (Флп 1:12; Флп 4:10–20). Все это столь однозначно указывает на авторство Павла, что оно никогда и никем не оспаривалось. Вместе с Павлом отправителем послания назван Тимофей. Это не единственный случай, когда апостол писал послания вместе со своими ближайшими сотрудниками (1Кор 1:1; Гал 1:1; 1Фес 1:1);

2) АДРЕСАТ послания — церковь в Филиппах, македонском городе, где селились в основном рим. ветераны. Лежащий в глубине материка, он, в отличие от порт. городов, не имел непосредств. контактов с др. городами и странами. В связи с этим следует заметить, что связь с миром хотя и облегчала миссионерскую деятельность (→ Фессалоника), но одноврем. способствовала проникновению опасных влияний, которые порождали непостоянство в убеждениях (→ Коринф). Филиппийская же церковь жила интенсивной внутр. жизнью и благодаря поддержке Павла принимала активное участие в его миссионерском служении (Флп 4:15). Созданию здесь церкви способствовали благоприятные обстоят-ва. Павел, призванный Богом из Малой Азии в Македонию, начал свою деятельность в Филиппах. Здесь женщина по имени → Лидия, вместе с домочадцами слышавшая благовествование Павла и его спутников, уверовала. Крестившись, она приняла благовестников в свой дом. После того как Павел изгнал духа из служанки-прорицательницы, которая своим «ремеслом» приносила хозяевам большой доход, те схватили Павла и Силу и отвели «к начальникам», обвинив в том, что эти двое «возмущали» город. Павла и Силу избили и бросили в темницу, однако Бог освободил их оттуда посредством землетрясения. Увидев это чудо, тюремщик уверовал в Бога (Деян 16). Так в Филиппах увидели, что Бог поддерживает верно служащих Ему и дарует им победу;

3) ВРЕМЯ И МЕСТО написания П.к Ф. точно установить невозможно. В качестве места заключения Павла, где он написал это послание, исследователи называют три города: Эфес, Кесарию и Рим Упоминание → претории (Флп 1:13) и «святых ... из кесарева дома» (Флп 4:22), очевидно, говорит в пользу Рима, но претории существовали и в малых столицах; а) существует целый ряд косвенных указаний на то, что в конце своего трехлетнего пребывания в Эфесе (начало 55 г. по Р.Х.) Павел оказался в заключении (→АкилаПослания к коринфянам, I,4). То обстоятельство, что сообщения об этом отсутствуют в Книге Деяний, не является достаточным основанием для того, чтобы опровергнуть данную версию; ведь Деяния умалчивают и об обстоятельствах, при которых Павел попал в, казалось бы, безнадежное, смертельно опасное положение, о чем писал он сам (2Кор 1:8). В пользу Эфеса как места написания П.к Ф. говорит и то обстоятельство, что его геогр. положение позволяло поддерживать относит. прочные связи с Филиппами, и это облегчало задачу приезда сюда посыльных (см. Флп 2:25–30). На раннее время написания П.кФ. указывает и борьба с иуд. приверженностью к Закону, происходившая внутри церкви (Флп 3:1–6), однако этот довод не убедителен; б) о Кесарии известно, что в этом городе Павел, даже находясь в заточении, смог защитить и утвердить Евангелие в ходе публичного разбират-ва его дела (Деян 24Деян 26:1; ср. Флп 1:7), но никакие частные подробности, имеющиеся в П.кФ., не указывают на время, когда Павел находился в Кесарии (между 56 и 58 гг. по Р.Х.); в) согласно наиб. древнему преданию, Павел написал П.кФ. во время своего первого заключения в Риме; на это указывает то обстоятельство, что апостол, предвидя благоприятный исход дела, строит планы нового путешествия (Флп 1:25–27; Флп 2:23). Именно поэтому П.кФ. вместе с другими посланиями, написанными в заточении (послания к ефесянам, колоссянам и Филимону), датируют началом 60-х гг. по Р.Х. Зрелость суждений и емкость послания также соответствуют этому более позднему сроку;

4) очевидно, причиной написания П.кФ. явилось желание Павла выразить благодарность за переданное ему Филиппийской церковью пожертвование, хотя основная его цель — попечение о душах филиппийцев и укрепление их в вере. Апостол ищет не даяния, а «плода, умножающегося в пользу верующих» (Флп 4:17).

II. СОДЕРЖАНИЕ

1) КОМПОЗИЦИЯ

Приветствие святым в Филиппах (Флп 1:1,2).

I. Повод к написанию послания (Флп 1:3–11):

1. Благодарность за благовествование (Флп 1:3–6).

2. Связь апостола с адресатами и просьба об их духовном возрастании (Флп 1:7–11).

II. Положение, в котором находится апостол, и его оценка (Флп 1:12–30):

1. Узы Павла способствуют успеху благовествования (Флп 1:12–14).

2. О проповеди притворной и искренней (Флп 1:15–20).

3. Тоска по Господу и необходимость дальнейшего служения (Флп 1:21–26).

4. Общность апостолов и Церкви в страданиях, переносимых ради Христа (Флп 1:27–30).

III. Следование за Христом в церк. жизни (Флп 2Флп 4:20):

1. Единодушие в жизни и умонастроениях (Флп 2:1–4).

2. Пример Христа (Флп 2:5–11).

3. Жизнь веры как Божье действие (Флп 2:12,13).

4. Указания относит. следования за Христом (Флп 2:14–18).

5. Усердные сотрудники (Флп 2:19–30).

6. Христ. жизнь между прошлым и обетованным (Флп 3:1–21).

7. Образ новой жизни (Флп 4:1–9).

8. Зачаток настоящего плода (Флп 4:10–20).

Приветствия и благословения (Флп 4:21–23).

2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Филиппийцы живут в общении друг с другом, следуя Евангелию, т.е. познание Благой Вести и жизнь в соотв. с ней стали смыслом их жизни. Церковь и все ее члены увлечены мощным, пульсирующим потоком жизни (Флп 2:1), основа которого — «общение духа» как соединенность с Богом. Это проявляется как в духовной помощи, оказываемой через увещевание и утешение, так и в явленной через любовь и милосердие помощи в житейских трудностях. Церковь, кроме того, объединена общим делом распространения Евангелия. Она заботится о находящемся в заточении апостоле, направляя к нему своего посланца с пожертвованиями (Флп 4:10–16,18), и доказывает тем самым свою верность ему. И все же церковь еще не достигла совершенства, хотя ее соучастие в деле благовествования создает уверенность в том, что Бог приведет ее к цели (Флп 1:5). Эта цель предполагает полную преданность человека Богу, с тем чтобы Он мог беспрепятственно производить в верующих «и хотение и действие» по Своему благоволению (Флп 2:13). Поэтому находящийся в заточении апостол не утратил присущего ему мужества и даже в таком положении свидетвует о Христе (Флп 1:12–14).

Некоторые полагают, что Павел обречен на бездеятельность. Он же радуется тому, что проповедуеют Христа. И в темнице Павел осознает себя защищенным заступничеством Церкви и содействием Св. Духа по воле Бога. Он убежден, что ни в чем не будет «посрамлен», ибо для него «жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп 1:19–21; ср. Флп 3 и Гал 2:20).

Подобно Павлу, и нам надлежит заботиться об исполнении на земле данного Богом поручения (Флп 1:22–26). Вероятно, т.наз. «Гимн Христу» (Флп 2:5–11) во времена Павла звучал в церквах при богослужениях как исповедание веры. Этот гимн на примере жизни Иисуса показывает, как необходимо жить каждому, кто хочет реально исполнять на земле волю Божью. Поэтому Павел призывает к тому, чтобы верующие подражали Иисусу, ибо апостол знает о даре Св. Духа, через которого Бог действует в верующих (Флп 2:12; Флп 4:7). Жизнь в подражании Христу требует от учеников преданности, смирения, самоотречения и послушания вплоть до смерти; но именно тогда, когда по человеч. меркам все кажется потерянным, Бог силен возвысить падшего, равно как и унизить того, кто кичится своей победой. Осознавая это, апостол радуется даже тому, что он сам может «соделаться жертвой» (Флп 2:17). Считая свои прошлые достижения «тщетою» (Флп 3:7), он призывает церковь вопреки всем препятствиям направить взгляд на Господа и служить Богу духом. Постоянно возрастая, достичь образа Христа — вот та цель, к которой стремится Павел (Флп 3:12). Возможности и пути к этому он указывает в Флп 2:12–18. Только помня об этой цели, можно понять жизнь и деяния апостола. Та преданность делу, которой отличалось его служение, должна наполнять жизнь каждого христианина. К этому призывает П.кФ.


* * * * *
В других словарях: Нюстрема
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter