Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Послания Петра

Послания Петра

Главная тема Первого и Второго П.П. — надежда на спасительную благодать Господа и на приход нового Божьего мира. Однако в Первом послании речь идет о живой надежде, которая есть у верующих и которая основывается на факте их нового рождения, а во Втором — о лжеучениях, которые ставят эту надежду или ее скорое осуществление под сомнение.

I. ВВОДНЫЕ ВОПРОСЫ

1) в обоих посланиях автором назван ап. Симон Петр (1Пет 1:1; 1Пет 5:1; 2Пет 1:1). Подтверждаемое древнецерк. традицией (Поликарп, Папий, Тертуллиан, Климент Александрийский) авторство Петра в отношении Первого послания стало подвергаться сомнению только в новейшее время, а в отношении Второго послания такие сомнения высказывались и ранее. Первое надежное свидетельство по поводу Второго послания мы находим у Оригена (III в.). Первое послание адресовано членам церквей в Малой Азии (1Пет 1:1), которые, будучи частью нового народа Божьего (1Пет 2:9), живут там в рассеянии как пришельцы и странники (1Пет 2:11), в то время как их наследство находится на небесах (1Пет 1:4). Таким образом, в числе получателей послания были, вероятно, и христиане из язычников, жившие в языч. окружении, поскольку Петр не ограничивался работой среди одних только евреев. Послание обращено ко всем церквам Малой Азии. Второе послание, очевидно, также было предназначено многим церквам, круг которых, однако, точно определить невозможно;

2)а) авторство Петра в отношении Первого послания оспаривалось на том основании, что в нем якобы прослеживается лит. связь с другими новозаветными сочинениями и особенно с посланиями ап. Павла. Но эта связь легко объяснима общностью раннехрист. представлений и языка первых христиан, что является установленным фактом. К этому следует добавить и то, что соавтором послания назван Силуан (→ Сила) (1Пет 5:12); этот человек, упоминаемый также в 2Кор 1:19; 1Фес 1:1; 2Фес 1:1, в течение многих лет был сотрудником Павла. Поэтому некоторое лит. сходство Первого послания с посланиями Павла не дает права сомневаться в том, что это послание было написано именно Петром; б) в отношении Второго послания есть несколько причин для такого рода сомнений.

Это послание имеет очень много общего с Посланием → Иуды, но тематическая связь (лжеучителя, появление которых только предсказывалось во Втором послании, во время написания Послания Иуды уже активно действуют) позволяет считать Второе послание Петра более ранним сочинением. Помимо того, исследователи указывали на разницу в стилях обоих посланий, но в этом могло сыграть свою роль соавторство Силуана. Одобрит. слова в отношении посланий ап. Павла (2Пет 3:15) вряд ли могут считаться весомым аргументом, ставящим под сомнение авторство Петра; в) местом написания П.пП. на основании 1Петр 5 может быть признан Рим, который уже во времена первых христиан называли Вавилоном за его враждебность к Богу и греховность его жителей (см. Oткр и → Вавилон, II). О месте написания В.пП. ничего не известно. Поскольку в обоих посланиях нет никаких указаний на страдания христиан во время гонений, устроенных Нероном в 64 г., то они, вероятно, были написаны ранее этой даты. Сказать ч.-л. более определенное о времени написания обоих посланий не представляется возможным. Однако сам характер Второго послания, которое по форме напоминает завещание, позволяет предположить, что оно было написано под влиянием надвигавшейся на апостола смерт. угрозы.

II. КОМПОЗИЦИЯ

А. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ

I. Избрание в ряды народа Божьего (1Пет 1:31Пет 2:10):

1. Путь избранных сквозь время (1Пет 1:3–12):

а) возрождение для живого упования (1Пет 1:3–5);

б) испытание надежды (1Пет 1:6–9);

в) откровение и его границы (1Пет 1:10–12).

2. Новое состояние уповающих (1Пет 1:13–25):

а) дети Божьи (1Пет 1:13–17);

б) искупленные Иисусом Христом (1Пет 1:18–21);

в) возрожденные словом (1Пет 1:22–25).

3. Народ святой (1Пет 2:1–10).

II. Доказательства принадлежности к святому народу (1Пет 21Пет 4:19):

1. Доказательства в жизни (1Пет 21Пет 3:17):

а) народ Божий среди других народов (1Пет 2:11–17);

б) доказательство новым состоянием, которое Бог дарует верующим (1Пет 2:18–25);

в) доказательства в браке (1Пет 3:1–7);

г) доказательства в обращении с людьми (1Пет 3:8–17).

2. Доказательства в страдании (1Пет 31Пет 4:19):

а) пример Христа (1Пет 3:18–22);

б) страдание для освящения (1Пет 4:1–6);

в) грядущий суд (1Пет 4:7–11);

г) блаженство в гонениях (1Пет 4:12–19).

III. Заключительное слово (1Пет 5:1–14):

1. Увещевание старших и младших (1Пет 5:1–11).

2. Приветствия (1Пет 5:12–14).

Б. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ

I. Подготовка избранных (2Пет 1:3–21):

1. Воздействие силы Божьей (2Пет 1:3–11).

2. Роль апостолов (2Пет 1:12–15).

3. Внимание к пророческому слову (2Пет 1:17–21).

II. Угрозы:

1. Угроза, исходящая от лжеучителей (2Пет 2:12Пет 2:22).

а) появление лжеучителей и их дела (2Пет 2:1–3);

б) предостерегающий суд Божий (2Пет 2:4–6);

в) избавление от искушения (2Пет 2:7–11).

2. Изображение лжепророков (2Пет 2:12–22):

а) их безнравственность (2Пет 2:12–14);

б) свобода как прикрытие зла (2Пет 2:15–19);

в) возвращение к скверне после очищения (2Пет 2:20–22).

III. О Божьем суде (2Пет 3:1–18):

1. Люди, отрицающие грядущий (2Пет 3:1–5).

2. Вопрос о сроках (2Пет 3:6–9).

3. Изображение Суда над миром (2Пет 3:10).

4. Ожидание нового мира (2Пет 3:11–13).

5. Готовность избранных (2Пет 3:14–18).

III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Оба послания носят ярко выраж. церк. характер; их темы — жизнь в надежде на приход нового Божьего мира и отражение различных угроз, возникающих перед Церковью. Пережив возрождение для новой жизни (1Пет 1:3), верующие оказались чужими в мире. Отныне их жизнь определяется грядущим новым Божьим миром и надеждой на его приход. Надежда (упование) — это то новое, что изменяет жизнь человека и предъявляет ему свои требования:

1) надежда (упование) дана верующим в возрождение, которое стало возможным в результате воскресения Иисуса (1Пет 1:3). Поэтому их жизнь устремлена к небу, туда, где находится их наследство (1Пет 1:4). Это выраженное в надежде устремление должно затрагивать всю жизнь человека. Благодаря Иисусу и Его жертве (1Пет 1:18,19) верующие стали новым царств. священством (1Пет 2:9). Теперь им надлежит свидетельствовать перед язычниками о своем преображении (1Пет 2:12), оставаясь, тем не менее, послушными человеч. начальству как в политич. (1Пет 2:13), так и в социальной сферах (1Пет 2:18). Жизнь, обновленная Христом, должна оказывать свое влияние и на эти области межчеловеч. отношений. Естественно, что перемены, происходящие в возрожденном человеке, должны затронуть и брачные узы (1Пет 3:1), и церк. жизнь (1Пет 5:1). Жизнь в надежде — это жизнь на чужбине. Даруемая возрождением надежда превращает земную родину в чужбину. Жизнь в надежде сопровождается страданиями (1Пет 3:14), поскольку это жизнь в общении с Иисусом и в следовании за Ним (1Пет 2:21; 1Пет 3:18). Но тому, кто надеется, и страдание приносит блаженство (1Пет 4:1,13);

2) Второе послание продолжает эту тему. В возрожденных к упованию и возрастающих духом уже проявляется Божья сила (2Пет 1:3). Опасность исходит только от тех, кто оставил надежду, кто противится Божьей силе и не желает слышать наставляющее слово. Вместо того чтобы продвигаться к цели, такие люди впадают в заблуждение (2Пет 2:15) и безудержно предаются греху (2Пет 2:13,22). Распространению лжеучения особенно способствует то, что эти осквернители, бесспорно, пережившие встречу с Богом и обращение (2Пет 2:20) и познавшие путь правды (2Пет 2:21), выступают как пророки и учителя. На деле же они стремятся искушать других (2Пет 2:1–3), являясь «безводными источниками», «облаками ... гонимыми бурей» (2Пет 2:17). Тот, кто надеется напиться у них живой воды, пребывает в постоянной жажде. «Гонимые бурей», они потеряли верное направление и спасит. цель. Зароком против скверны этих лжеучителей, против отпадения от веры и залогом возобновления привязанности к миру является ясное осознание гибельности этого мира и устремленность к миру новому (2Пет 3:11–14). Так, взаимно дополняя друг друга, оба послания Петра учат возрожденного человека во всем уповать на Господа.


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter