Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Право, правосудие

Право, правосудие

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) Господь — Бог справедливости и правого суда. Он творит праведный суд обиженным (Пс 102:6; Пс 145:7), а Его Отрок возвестит суд народам (Ис 42:1). У библ. пророков споры между Богом и Его народом и другими народами напоминают судебное разбират-во (Ис 1:18; Ис 43:26; Иер 2:35; Мих 6:1,2); речи → Иова также напоминают о судебном процессе;

2) Господь, как Бог правого суда, стремится к тому, чтобы и в Его народе все П. — священные, гражданские и социальные — соблюдались Его народом как Божье установление. → Закон, переданный народу Моисеем, представляет собой Божье П. Это находит отражение и в том, что судей, творящих правосудие именем Бога (Втор 1:17), иногда называли «богами» (Исх 22:6,28 — в Синодальном переводе — «судьи»; Пс 81:1,6).

II. СУДЬИ

1) во времена патриархов отец семейства был одноврем. судьей над домочадцами (Быт 38:24). Позднее, во время египт. плена, эта обязанность, вероятно, перешла к → старейшинам (начальникам) народа, а после исхода из Египта — к Моисею (Исх 18:15). По совету Иофора, Моисей назначил для разбора мелких дел большое число судей из народа (Исх 18:13–26; Втор 1:9–18; Втор 16:18–20). Эти судьи одноврем. были тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; таким образом, отправление правосудия, видимо, всегда было связано с принципом деления народа Израиля на колена, роды и семейства (→ Чиновник, IV,1; → Колено);

2) после смерти Иисуса Навина наряду с начальниками вершить суд стали призванные Богом → судьи (1Цар 71Цар 8:3), среди которых названа и одна женщина, Девора (Суд 4:5). С избранием на престол Саула носителем высшей судебной власти стал → царь (1Цар 8:20; 2Цар 14:4; 2Цар 15:2–4; 3Цар 3:16–28; 3Цар 7:7);

3) Давид ставил судьями → левитов (1Пар 26:29–32), которые вместе со → священниками призваны были наставлять народ в Законе. Иосафат реформировал систему правосудия (2Пар 19:5–7) и учредил в качестве инстанции для обжалования верховный суд в Иерусалиме. Этот суд состоял из священников, а председательствовал на нем первосвященник или князь дома Иуды, в зависимости от важности дел, которые там рассматривались (2Пар 19:8–11; ср. предписание во Втор 17:8–13);

4) об отправления правосудия после вавил. плена → Синедрион.

III. СУДОПРОИЗВОДСТВО

1) судебные разбират-ва у израильтян обычно проводились у гор. → ворот (Втор 21:19; Руф 4:1). Соломон вершил суд в особом судебном помещении внутри дворца (3Цар 7:7). (О судопроизводстве во время рим. владычества → Претория → Судейское место, судилище);

2) обвинение выдвигалось истцом, или жалобщиком (Деян 23:30,35; Ин 8 — в Синодальном переводе везде — «обвинитель»); о существовании обществ. обвинителей (аналог совр. прокурора) в странах Древнего Востока ученым ничего не известно. На суде у Пилата иуд. первосвященники сами обвиняли Иисуса (Мф 27:12; Ин 18:29); но позднее, во время суда над Павлом, они воспользовались услугами ритора (поверенного) (Деян 24:1,2). О составлении судебного протокола говорится в Иов 31:35. Свидетелям богохульства вменялось в обязанность выступать с публичным обвинением (Лев 5:1). В НЗ соперник в спорном деле неоднократно назван противником (Мф 5:25; Лк 12:58; Лк 18 — см. везде пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);

3) израил. закон предостерегал от доверия к пустым слухам и подозрениям (Исх 23:1). Смертный приговор мог быть вынесен только по предъявлении доказательств в совершении особо тяжкого преступления (Втор 17:6; ср. Деян 23:29). Для осуждения на смерть нужны были как минимум два свидетеля, причем их показания должны были совпадать в деталях (Втор 19:15; Мк 14:57–59; → Клятва, V). Дело Иисуса фактически провалилось из-за противоречий в показаниях свидетелей. Когда же первосвященник спросил Его: «Ты ли Христос?», утвердит. ответ Иисуса сделал излишним слушание дальнейших свидет. показаний и дал формальный повод к Его осуждению (Мк 14:61–64). Рим правосудие давало обвиняемым П. защищаться перед лицом обвинителя (Деян 25:16). кроме того, каждый рим. гражданин был вправе потребовать суда императора (Мк 14:11).

IV. ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА

В ВЗ действовал основной закон возмездия («Глаз за глаз, зуб за зуб» и т.д.), которым руководствовались в тех случаях, когда были нанесены телесные увечья (Исх 21:24,25; Лев 24:19,20) или человек лжесвидетельствовал (Втор 19:18–21). За убийство (Исх 21:12,23; Лев 24:17,21) и похищение человека (Исх 21:16) полагалась смертная казнь (см. Быт 9:5,6; → Кровная месть → Города-убежища). Другое правило действовало в отношении рабов. Если раб получал по вине своего господина телесное увечье, он подлежал освобождению от рабства (Исх 21:26). Ущерб, нанесенный владельцу скота или другой собственности, полагалось возмещать деньгами (Исх 21:34; Лев 22:11,13; Лев 24:18,21) или натур. продуктом (Исх 22:5); вор должен был возместить как минимум двойную стоимость украденного, иначе его могли продать в рабство (Исх 22:1). Виновных в ворожбе и идолослужении всегда присуждали к смерти (Исх 22:18; Лев 20:27; Втор 13:6; Втор 17:2). В принципе, каждый человек мог быть наказан только за собств. вину (Втор 24:16; ср. 4Цар 14:6). Вина домочадцев Ахана, казненных вместе с ним, заключалась в том, что они скрыли его проступок (Нав 7:24–26).

V. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

По вопросу об исполнении наказаний → Наказание, наказывать.


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Пояс