Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Прощение

Прощение

I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1) в евр. языке существует множество слов и понятий, выражающих идею прощения. Там, где в Синод, пер. употребляются слова «простить» и «прощение», основное значение соотв. евр. слов нередко бывает другим, напр. «устранить», «убрать» (Пс 24:18), «извинить» (4Цар 24:4; Неем 9:17) и «извинение» (Пс 129:4; Дан 9:9), «укрыть», «покрыть» или «стереть» (Пс 77:38; Ис 22:14; Иез 16:63), а в некоторых случаях → «примирить» (I,1). «Переступить», «пройти мимо», «пропустить мимо» — таково значение еврейского слова, употребл. в Мих 7:18; 2Цар 24:10; Иов 7:21. Понятие прощения передается в Синод, пер. и др. словами: «отпускать» (Пс 31:1), «не вменять» (Пс 31:2), «не поминать» (Ис 43:25), «изгладить» Ис 43:25; Ис 44:22), «омыть»; «очистить» (Пс 50:4);

2) НЗ передает понятие «прощение», «прощать» греч. глаголом афиэми и сущ. афесис и харидзомай; при этом последнее слово в данном значении встречается только у Павла, а первое — в других новозаветных посланиях. В остальных случаях глагол афиэми означает «отсылать», «отпускать» (Мф 13:36), «оставлять», «покидать» (Мк 13:34; Рим 1:27; Откр 2:4), а так же «допускать» (Мф 3:15), «развязывать» (Ин 11:44), испускать» (Мф 27:50). кроме того, это слово является юридич. термином, означающим «освободить кого-либо от правовых обязательств» (ср. Мф 18:27,32; 1Кор 7:11). Исходя из этого слово афиэми еще в Септуагинте, а затем и в НЗ употреблялось для обозначения понятия «прощать» (Мф 6:12; Мк 2:7,10; Ин 2:12). Очень редко употреблявшееся, помимо Библии, слово афесис встречается в Лк 4 (в Синод, пер. — «освобождение» и «свобода»); Мк 1:4; Мф 26 (в Синод, пер. — «оставление»). Харид-зомаи означает прежде всего «услужить кому-либо», «подарить что-то» (Лк 7:21;Деян 27:24; Рим 8:32), а также «выдать (человека)» (Деян 25:11,16). То, что Павел постоянно употребляет это слово в значении «прощать» — как в отношении Бога, так и в отношении людей (Еф 4:32; Кол 3:13), — очевидно, связано с тем, что глагол харидзомай имеет общий корень с сущ. жарке, «милость». Таким образом, уже само это слово призвано указывать на то, что прощение совершается исключительно по → милости Бога.

II. СУЩНОСТЬ ПРОЩЕНИЯ

1) прощение у израильтян означало продление срока уплаты долга (→ Субботний год). К полному прощению долгов беднякам призывал Неемия во время восстановления стен Иерусалима (Неем 5:9–12). Вопрос о прощении возникает, когда человек, совершив проступок в отношении другого человека или нарушив Божью заповедь, страдает от последствий своих неверных действий и стремится к освобождению от этой вины. «Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне» (Пс 37:5). Это бремя может быть столь тяжким, что человек уже не может поверить, что получит прощение. Ибо вина человека необратима. Во-первых, никакой греховный, сопряж. с виной поступок нельзя обратить вспять, он навсегда входит в нашу жизнь, сопровождая человека и в вечности (ср. Откр 14:13), вплоть до последнего Суда (ср. Мф 16:27; Рим 2:6; 1Пет 1:17; Откр 20:12). Из-за своих грехов человек оказывается Божьим противником: «Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх 20:5−6). Бог милосерден, но Его милосердием не смягчается и не отменяется Его неприятие греха. Об это неприятие разбились оба царства израильтян: Израильское (4Цар 17:7–23) и Иудейское (4Цар 24:20), ибо Господь не желал более прощать их грехи (4Цар 24:3−4);

2) именно потому, что вина греха столь тяжела и ее нельзя ни отменить, ни устранить ничем, кроме прощения, оно не должно и не может быть одностороннем действием. Прощение возможно только как отношение между двумя личностями. Тот, перед кем человек провинился, прощает, т.е. объявляет через свободное и милостивое волеизъявление, что он со своей стороны не считает более соверш. проступок бременем, отягощающим взаимоотношения. Благодаря этому шагу тот, кто находился в плену своей вины, освобождается от нее — не в такой степени, чтобы она была обращена вспять и все ее последствия были устранены, но все же настолько, чтобы отношения между этими двумя личностями могли начаться заново и чтобы вторая сторона, получив прощение своей вины, обрела возможность новой жизни, особенно в том случае, если прощающей стороной является Бог. Эту возможность, которую ему предоставляет Бог, человек должен использовать в полной мере (Пс 129:4; ср. Пс 50). Такова цель долготерпения (Неем 9:17; Ис 55:6−7) и суда Божьего (2Пар 7:13–14; Иер 36:3). В конечном счете Бог простит весь Свой народ (Ис 33:24; Иер 31:34; Иер 50:20; ср. Иез 16:63);

3) в ВЗ Бог в значит, степени связал Свое прощение с совершаемым через священника → очищением (III,2) (Лев 5:10,16,18), как сказано в Евр 9:22: «Без пролития крови не бывает прощения». Из этого следует, что прощение, которое Бог дарует из милосердия и любви, нисколько не умаляет Его святости и праведности;

4) вся глубина и тайна прощения, являющегося безвозмездным даром Божьим, открывается в НЗ. Бог не может не замечать греха, а должен реально лишить его силы и устранить. Жизнью и смертью Сына Божьего Иисуса Христа совершается окончательное → очищение (III,4), основа всякого, в т.ч. и ветхозаветного прощения (→ Жертва, IV); Он — наш ходатай перед Отцом (Ин 2:1), ходатайствующий за нас пред Богом (Евр 7:25; Рим 8:34). Если Иоанн Креститель возвещал близость наступления Царства Божьего (Мф 3:2) и проповедовал крещение покаяния для прощения грехов (Мф 3:11; Мк 1:4), то с Иисусом это Царство реально явилось к людям (Мф 12:28). Поскольку Иисус пришел, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45), Он облечен властью прощать грехи (Мк 2:5,10; Лк 7:48), однако Его противники, фарисеи, еще полностью находившиеся в плену ветхозаветных установлений, не признавали Его полномочий на это прощение (Мк 2:6−7). Кровь Иисуса — кровь «нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:28); во Христе «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф 1:7; Ин 2:12). Поэтому Он свободно общается с мытарями и грешниками (Мф 9:9–13; ср. Мф 21:28–32) и приглашает всех их к Отцу (ср. Лк 14:23−24). Он просит у Своего Отца о прощении даже для тех, кто распинал Его (Лк 23:34), и со Своего креста дарует прощение иудеям (Деян 13:38) и язычникам (Деян 10:43; Деян 26:17–18),неся им спасение (ср. Пс 32:1−2), мир и радость (Деян 8:39);

5) принесенное Иисусом прощение грехов теперь через благовествование Его посланников, которые до этого сами получили прощение (ср. Ин 21:15–17; 1Тим 1:12–16), должно передаваться далее (Лк 24:47), и не просто как весть, но и как реальная сила: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:23; ср. Иак 5:14–16 и → Ключ, II,4). Но эта власть никоим образом не означает полной свободы учеников прощать или не прощать кому-то грехи, она может быть использована только под непосред. Руководством Св. Духа.

III. НЕОБРАТИМОСТЬ ПРОЩЕНИЯ

1) Бог напоминает каждому человеку об обязанности прощать своих должников (Мф 6:12,14; Мк 11:25; Лк 6:37; Лк 11:4; Еф 4:32; Кол 3:13), а также строго предостерегает от непримиримости: «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6:15). Даже если брат ваш семь раз в день согрешает против вас и просит простить его, ему нельзя отказать в этом (Лк 17:3−4). Выражение «семь раз» в данном случае говорит лишь о том, что прощать можно неоднокр., и ни в коей мере не обозначает количественный предел для прощения (Мф 18:21−22). Притча о лукавом рабе (Мф 18:23) показывает, как отсутствие снисхождения к просьбе другого (Мф 18:28–30) препятствует прощению собственных грехов (Мф 18:32–35). Это еще раз (см. выше, II,1) убеждает нас в том, что вина представляет собой нечто необратимое и что ее последствия остаются и после получения прощения. Раб не принял даров, ему новых отношений с господином, т.к. сам был немилосерден, и потому его вина была восстановлена в полном размере, он вновь оказался в плену у нее (Мф 18:34); 2) дар прощения обязывает человека быть послушным Господу, вот почему были тщетны неискренние и своекорыстные просьбы о прощени, с которыми обращались к Богу фараон (Исх 10:16–20) и Саул (1Цар 15:24–26). Не может быть прощено и хуление Св. Духа (Мк 3:28–30; → Хула, III,4). Послание к Евреям предупреждает о невозможности обновления покаянием людей, отпадших от Господа (Евр 6:4–6; Евр 10:26−27; Евр 12:15–17). Насколько строго Бог придерживается этих принципов, показывает слово, сказанное Господом Своему народу при заключении завета: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего; ибо имя Мое в Нем» (Исх 23:20−21). Народ Израиля сам навлек на себя суд своим непослушанием — в пустыне, в земле обетованной — вплоть до пленения — и, наконец, своим отказом принять Христа. Поэтому Павел предостерегает на примере истории своего народа: «Итак видишь благость и строгость Божью: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей; иначе и ты будешь отсечен» (Рим 11:22). А это означает, что верующие должны ежедневно и вовеки жить только милосердным прощением Божьим.


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter