Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Прямота, открытость, смелость, дерзновение

Прямота, открытость, смелость, дерзновение

I. В Ветхом Завете

1) греч. слово парресиа, которое в Синодальном переводе передано словами, вынесенными в заголовок статьи, означает «прямота», «открытость», «откровенность», «неустрашимость»;

2) слово парресиа в политическом контексте близко к понятию «независимость». Согласно Аристотелю, каждый свободный гражданин должен отвергать раболепие и низкопоклонство и упражняться в парресиа;

3) в Септуа-гинте слово парресиа встречается редко. В Лев 26 им переводится евр. слово комемийют — «вертикально», «стоймя» (в Синод, пер. — «с поднятой головой»). В Пс 93 глагол парресиадзестай передан евр. словом «яфа» («явиться»), в данном случае оно относится к Богу, Который является человеку. В Иов 22:26 и Иов 27 говорится об открытости пред Богом («будешь радоваться, утешаться»): человек, не знающий за собой вины, искренне радуется перед лицом Бога. В Притч 1:20−21 слово парресиа относится к Божьей премудрости, возвышающей свой голос на улицах и площадях.

II. В Новом Завете

1) при описании деяний Иисуса довольно часто, особенно в Ев. от Иоанна, используются слова «прямота» и «открытость». Иисус выступает перед людьми свободно и открыто (Ин 7:26; Ин 18:20). Конечно, прямота Иисуса не снимала завесы тайны, которая окутывала Его личность и которая приоткрылась лишь верующим ученикам. Открытость Иисуса совмещалась иногда со скрытностью и таинственностью (см. Мк 5:43; Мк 8:30–32 и др.);

2) образцу смелости, явленной Иисусом, следовали Его ученики, пренебрегавшие смертью и не страшившиеся своих врагов. Смелость учеников Иисуса зиждилась на их уверенности в грядущем спасении (Деян 4:12). Важно не терять смелости даже в нужде и страданиях: «Не оставляйте же дерзновения вашего!» (Евр 10:35, см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);

3) тайна благовествования должна возвещаться с дерзновением. В этом — молитв, прошение ап. Павла (Еф. 6:19). Дерзновенное свидетельство стало для Павла «необходимой обязанностью», возложенной на него Богом. Апостол должен свидетельство-вать, а свидетельство означает открытое исповедание. Иногда действия благовестника определяются лишь его желанием повиноваться Богу; но если в его благовествовании нет дерзновения, значит, оно лишено необходимой внутренней уверенности. Не случайно в книге Деяний говорится, что Павел учил о Господе Иисусе Христе «со всяким дерзновением» (Деян 28:31);

4) в некоторых местах Свящ. Писания говорится о том, что человек, последовавший за Иисусом Христом (Рим 8:31), не знает страха пред Богом, пред Судьей; даже в день Страшного Суда он может уповать на то, что ему, прощенному грешнику. Бог возложит на голову победный венец (Ин 3:21; Ин 4:17; Ин 5:14).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter