Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Путь

Путь

I. → ДорогаПалестина (II; V); II. Слово «П.» (как и «дорога», «тропа») часто употребляется в Библии в метафорич. значении: 1) вся ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА может быть названа П. (Иов 31:4; Притч 20:24), который не может укрыться от Бога (Пс 138:3; Ис 40:27). Бог держит в Своей руке все П. (Дан 5:23) и охраняет П. святых (Притч 2:8). Богу ведом и скрытый от человека его грядущий жизн. П. (Иов 3:23), поэтому нужно довериться Богу (Пс 36:5). Наконец, смерть может быть названа «путем всей земли (3Цар 2:2; Иов 16:22), однако подобное словоупотребление ограничивается ВЗ;

2) под ПУТЯМИ, КОТОРЫМИ ИДЕТ САМ БОГ, подразумеваются Божьи замыслы (Ис 55:8) или дела (Пс 144:17; Притч 8:22), особенно Его план спасения человечества (Деян 13:10; Деян 18:25). Все П. Божьи — «милость и истина» (Пс 24:10; Откр 15:3) и неподсудны людям (Ис 40:14), ибо превышают человеч. разумение (Ис 55:8; Рим 11:33);

3) часто слово «П.» означает поведение, жизн. устои, «хождение» человека (→ Ходить) (Суд 2:17; Иез 23:31; Деян 14:16; Иак 1:8).Текст Исх 18 сно показывает, сколь взаимосвязаны П. и дела. В книгах Царств нередко повторяется выражение о «хождении путем отца своего и во грехах его» (3Цар 15:26,34; 3Цар 16:2,19,26; 3Цар 22:43,53). Особое духовное значение П. обретает оттого, что по нему идет Бог (Втор 11:28; Иер 7:23). «Путь добрый» (Иер 6:16; ср. с 1Цар 12:23) — это жизнь в соотв. с Божьей волей. Вновь и вновь звучит призыв к Израилю «ходить путями Божиими́ (Втор 8:6; Втор 10:12; Втор 11:22; Втор 19:9; Нав 22:5). Таким образом, выражение «ходить путями Божиими» обретает значение «поведение, заповед. человеку Богом» (Быт 18:19; 2Пар 17:6; Пс 118:15; Мк 12:14; Евр 3:10);

4) представление о ДВУХ ПУТЯХ, которое намечается еще в ВЗ (Пс 1:6; Пс 118:29; Пс 138:24; Притч 4:18; Притч 15:19), известнои в позднем иудаизме, но по-настоящему развернуто только в Мф 7 (собств., это двойной образ: врата и П.). Речь здесь идет не о греховной или добредет, жизни, а о призыве Иисуса следовать за Ним. Следование за Христом — это суровое требование, узкий П. (дословно «обремененный скорбью путь»; тетлим-менос — слово, однокор. с тлипсис), поэтому большинство людей избегает его. Но только это следование дарует обетование вечной жизни. Вместе с тем эта схема двух П. показывает необходимость, неотступность и важность решения — идти за Богом или против Него. Третьего, нейтрального, П. не существует;

5) в НЗ слово «П.» означает также средство или возможность ДОСТИЧЬ СПАСЕНИЯ (Деян 16:17; ср. Деян 16:30). Эту возможность, которую Исаия предвидел как П. святой (Ис 35:8–10), сделал реальной только Иисус Христос Своей кровью (Евр 10:19), до этого «путь во святилище́ — к общению с Богом — был «еще не открыт» (Евр 9:8). Высшей точкой библ. высказываний о П. является определение Иисусом Самого Себя как П. (Ин 14:6). Величие и неповторимость Иисуса проявляются в том, что не Он нуждается в П. к Отцу, а Сам является П., когда уходит, чтобы Своей смертью приготовить место ученикам (Ин 14:3). Ин 14:6 показывает исключительность этого заявления. Иисус не возвещатель и не предтеча. Которого оставляют позади, как это было с Иоанном Крестителем (Ин 1:36). В Иисусе цель идентична П. Иисус — это П., потому что Он есть Истина и Жизнь (ср. Евр 10:19: «путь живой»), т.е. ответ на основной вопрос бытия (см. Быт 2: «древо познания» и «древо жизни»); 6) своеобразное и единств. в своем роде словоупотребление обнаруживается в Деяниях, где слово «П.» обозначает ХРИСТИАН И ХРИСТИАНСКУЮ ЖИЗНЬ (Деян 9 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Деян 19:23; Деян 24 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Деян 24 оказывает, что П. христиане называют именно то, что иудеи презрительно называли «ересью». След., это было самоназванием христиан (слово «христиане» вначале возникает вне Церкви; Деян 11:26). Подобным же образом Евангелие может быть названо «путем истины» или «путем правды» (2Пет 2:2,15,21).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Пчела →