Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Астарта

Астарта

Астарта, Астарты (мн. ч.):

1) в сочетании с Ваалом или Ваалами — общее наименование женского божества у хананеев (Суд 2:13; Суд 10:6; 1Цар 7 и след.; 1Цар 12:10; 1Цар 31:10; 3Цар 11:5; 4Цар 23:13). Судя по названиям городов, в → Библия называет «божеством Сидонским» (3Цар 11:5,33) или презрительно — «мерзостью Сидонской» (4Цар 23:13). Хананейской А. соответствует вавилонско-ассирийская богиня Иштар. В Вавилоне Иштар считалась дочерью бога луны Сина, а позднее — женой верховного бога Ану. Здесь, как в Финикии и Ханаане, ее почитали прежде всего как богиню любви и плодородия, а в Ассирии и у филистимлян (1Цар 31:10) — как богиню войны. Для объяснения этого противоречия Бёль указывает на двойств. роль, которую приписывали планете А., Венере. Уже в глубокой древности утреннюю звезду отождествляли с вечерней, причем утренняя рассматривалась как звезда войны, а вечерняя — как звезда любви.

В Вавилоне Иштар изображали бородатой, что также свидетельствует о ее двойственном характере. В эллинистич. эпоху Иштар приравнивали к греч. Афродите. Читая о царице небесной (в Синодальном переводе — «богиня неба»), почитавшейся в Иерусалиме во времена Иеремии (Иер 7:18; Иер 44:17–19,25), можно также предположить, что речь идет об утренней и вечерней звезде, и, соотв. — об А.

В Палестине были найдены многочисл. обнаж. женские фигурки, которые принято считать изображениями А. Фигурки, обнаруж. в Гезере, имеют рога (название города → Аштероф-Карнаим — «Астарта о двух рогах»). Обилие найденных фигурок такого рода, относящихся к периоду Израильского царства, подтверждает сообщения Библии о распространении культа А. в Израиле. С поклонением А. как богине плодородия и чувственного вожделения повсеместно была связана культовая проституция. Наряду с храмовыми проститутками блудом в храмах занимались и другие женщины. На службе богини состояли и занимавшиеся проституцией мужчины (Втор 23:17; 3Цар 14:24; → Блуд, блудница, блудник). Когда пророки называют идолопоклонство прелюбодеянием и блудом, это не столько образные выражения, сколько указания на проявление конкретных форм культа плодородия (ср. Иез 23);

2) [еврейское Ашера], богиня, имя которой кроме ВЗ упоминается также в док-тах из архива → Телль-Амарны, где она названа Абд-Аширта, и в текстах, обнаруж. при раскопках Рас-Шамры (Угарита). По мнению Бёля, Ашират, или Ашерат, была супругой бога Амурру. Предполагается также тесная связь между Ашерой и А., богинями плодородия и любви. В текстах Рас-Шамры Ашерат предстает женой верховного бога по имени Эль, бога солнца, живущего на горе где-то далеко на севере. Ашера обозначается как «владычица моря». Ее называют также Элат (ф-ма ж. р. от Эль). У Эля и Ашеры было 70 общих детей, и среди них Ваал. Таким образом, Ашера высоко почиталась окружавшими Израиль народами, и служение ее идолам проникло также в среду народа Божьего (Суд 3 — мн. ч. — МТ: «служили Ашерам»; 3Цар 15 — МТ: «идол Ашеры»; 4Цар 24:4,6−7 — МТ везде: «Ашера»; 2Пар 33 — МТ: «сделал Ашеры»; Синод. пер.: «устроил дубравы»). В 3Цар 18 аряду с 450 пророками Ваала упомянуты 400 пророков Ашеры (в Синодальном переводе — «пророки дубравные»), которые содержались Иезавелью.

1 Еврейское слово келев, «пёс», означало также мужчину, занимающегося проституцией. — Прим. пер.


* * * * *
В других словарях: Никифора Нюстрема Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter