Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Рождение

Рождение

1) о физиологич. процессах, предшествующих Р. ребенка, израильтяне имели весьма огранич. представление. Зачатие понималось ими следующим образом: «Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня» (Иов 10:10). Женщина рассматривалась как сосуд (ср. 1Фес 4:4) для мужского семени, из которого в ней зарождался ребенок. Поэтому жена должна была сохранять верность мужу, в то время как он был свободен от подобного обязательства по отношению к ней (→ Брак). Было известно, что месячный цикл у женщины является необходимым условием для зачатия (Быт 18:11). В Ос 1:8 содержится намек на то, что в период кормления ребенка грудью новое зачатие затруднено. О внутриутробном развитии ребенка было известно очень мало. В любом случае, эти процессы считались покрытыми тайной (Екк 11:5), чудесами, творимыми Богом (Иов 10:8–11; Иов 31:15; Пс 138:13; Иер 1:5). На девятимесячный срок беременности указывается в Лк 1:36,56; здесь же говорится и о движении ребенка в утробе матери (Лк 1:41,44);

2) при Р. ребенка женщине помогали родственницы, соседки (Руф 4:14,16; 1Цар 4:20) или повивальные бабки. Во время схваток роженица, видимо, клала руки на бедра (Иер 30:6). Роды могли быть затяжными (Ис 37:3; Ос 13:13) или столь тяжелыми, что мать умирала (Быт 35:16–19; 1Цар 4:19). В ВЗ говорится о выкидышах (Исх 21:22; Иов 3:16; Пс 57:9; Екк 6:3), о мертворожд. младенцах и гибели плода в материнском чреве (Чис 12:12; Иер 20:17). Часто родовые схватки и боли, причиной которых явилось грехопадение человека (Быт 3:16), используются в качестве образных сравнений (Ис 21:3; Ис 26:17; Иер 49:24; Гал 4:19). Спасительное вмешат-во Бога сравнивается с безболезненными родами (Ис 66:7). После появления на свет младенца мать от счастья забывала о своих страданиях (Ин 16:21); радостную весть о Р. сына или дочери сообщали отцу (Иер 20:15). У новорожденного обрезали пуповину; затем его мыли, натирали солью и заворачивали в пеленку (Иез 16:4);

3) вскоре после Р. ребенка отец или мать выбирали ему имя; иногда имя ребенку давали соседки (Руф 4:17). Мальчикам в новозаветное время давали имя одноврем. с обрезанием — на восьмой день после Р. (Лк 1:59; Лк 2:21). После Р. мальчика женщина считалась нечистой семь дней, а после Р. девочки — две недели; она должна была оставаться дома соотв. 33 дня или 66 дней (т.е. в общей сложности — 40 или 80 дней), после чего ей следовало принести в святилище жертву очищения (Лев 12). → ДетиВозрождениеСвидетельПервородство;

4) в 1Кор 15 постол употребляет греч. слово эктрома («нежизнеспособный ребенок, родившийся до срока») (в Синодальном переводе — «изверг»), которое встречается также в Септуагинте: в Иов 3:16 и в Екк 6:3.


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Рожон →