Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Рувим

Рувим

Рувим [еврейское Реувен, возможно, от евр. «видеть»]:

1) старший сын Иакова и Лии (Быт 29:31; Быт 35:23). Р. был лишен первородства за то, что вступил в интимную связь с Валлой, наложницей отца (Быт 35:22; Быт 49:4; 1Пар 5:1; ср. Втор 33:6). Когда братья из ревности хотели убить Иосифа, он убедил их не делать этого; он предложил бросить Иосифа в ров, надеясь затем отвести его к отцу (Быт 37:21,29; Быт 42:22). Когда Иаков отказался отпустить Вениамина вместе с братьями в Египет, Р. предложил в качестве залога своих сыновей на случай, если Вениамин не вернется назад (Быт 42:37). Когда Р. отправился с Иаковом в Египет, у него было четверо сыновей: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми (Быт 46:9; Исх 6:14; 1Пар 5:3);

2) колено Рувима, потомки сына Иакова, разделилось — в соотв. с происхождением от его сыновей — на четыре рода (в Синодальном переводе — «поколения») (Чис 26:5–11). При первом исчислении народа в колене Р. насчитывалось 46 500 годных для войны мужчин от 20 лет и старше (Чис 1:20,21), при втором исчислении в конце странствования по пустыне — только 43 730 (Чис 26:7). Таким образом, по своей численности колено Р. переместилось с 7 на 9 место среди израил. колен. В походном порядке колено Р. стояло во главе подразделения, которое в стане располагалось юж. скинии и при снятии с места выступало в поход вторым, как и колена Симеона и Гада. В мятеже Корея против Моисея и Аарона участвовали и некоторые из потомков Р. (Чис 16:1; Чис 26:9).

Колено Р. наряду с коленом Гадовым и полуколеном Манассии получило свой удел на вост. берегу Иордана, но было обязано оказывать вооруж. помощь другим коленам при покорении Ханаана (Чис 32:16–33; Нав 4:12). Земля Р. лежала вост. северного побережья Мертвого моря, ее юж. границу образовывала река Арнон, вост. пределом была пустыня. С севера к ней примыкали тер. Гада и аммонитян (Нав 13:15–23). Четыре города в уделе Р. были предназначены для левитов, и среди них Бецер как → город-убежище (Нав 20:8; Нав 21:7,36,37). После покорения Ханаана Р., Гад и полуколено Манассии в знак своей принадлежности к народу завета воздвигли у Иордана особый жертвенник. Сначала это деяние было встречено остальными коленами с неодобрением, но затем нашло у них понимание (Нав 22:1–6,10–34).

Во времена порабощения Израиля Навином и Сисарой Р. держался в стороне, за что его порицала пророчица и судья Девора (Суд 5:15). Затем, во времена Саула, заиорданские племена одержали убедит. победу над агарянами (1Пар 5:10,18–22). Колено Р. испытывало притеснение со стороны моавитян, которые временами отторгали большую часть его тер. (см. Нав 13:15–21 с Ис 15:2,4; Ис 16:8; Иер 48:1,21–23 и названия городов на → камне Меши), кроме того, это колено страдало от вторжений сирийцев с вост. берега Иордана (4Цар 10:32). Это колено было уведено в плен ассирийцами при Феглаффелласаре (Тиглатпаласар III) (1Пар 5:25,26). В пророчестве Иезекииля Р. получает свой удел в земле обетованной между Ефремом и Иудой (Иез 48:6), а среди 144 тыс. запечатленных праведников упоминаются и 12 тыс. из колена Рувима (Откр 7:5).


* * * * *
В других словарях: Никифора Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Рубин
Рука →