Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Саул

Саул

Саул [еврейское Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»]:

1) сын знатного вениамитянина → Киса. С. был красив и высок ростом (1Цар 9:1). Господь привел его к пр. Самуилу (1Цар 9), чтобы тот помазал его в → цари Израиля (1Цар 10:1). С. не стремился к цар. власти, а когда получил ее, ему не хватило внутр. сил, чтобы соответствовать своему высокому предназначению. Он стал отрицат. примером израил. царя, который не покорился власти Бога; за свой грех, за отвержение слова Господа, С. был отвергнут Господом (1Цар 15). Евр текст 1Цар 13 искажен; Павел, говоря о сорока годах царствования С. (Деян 13:21), называет округленное число; исследователи считают, что С. пришел к власти прим. в 1050 г. до Р.Х. Кис и С. жили в → Гиве Сауловой (Вениаминовой) (1Цар 11:4; 1Цар 13:2), в 5 км сев. Иерусалима. Здесь археологами обнаружены остатки поселения и крепостного сооружения размером 51 x 47 м с четырьмя угловыми башнями.

С. не пользовался единодушной поддержкой израильтян (1Цар 10:26). Однако положение изменилось после того как он спас Иавис Галаадский от аммонитян (1Цар 11). Затем тяжелое поражение от израильтян потерпели и филистимляне, причем главная заслуга в этом принадлежала сыну С. Ионафану (1Цар 13, 1Цар 14). Но С., который, не дождавшись Самуила, самовольно принес жертву, получил от Бога приговор, гласивший, что его царствование будет недолгим (1Цар 13:8–14). С. не обратил внимания на это предостережение и после победы над Амаликом повторил грех своеволия и непослушания. Хотя Господь повелел предать амаликитян → заклятию, С. пощадил царя Агага и оставил лучших животных из его стада (1Цар 15:9). За то что С. не исполнил слово Господа, Бог отверг его самого (1Цар 15:23–26). Самуил сообщил об этом С. Это была последняя встреча царя с пророком (1Цар 15:35).

Все послед. события явились следствием отвержения С. Богом. На место С. Самуил помазал в цари Давида, «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1Цар 16:1–13), но отступил от С., которого вновь и вновь возмущал злой дух (1Цар 16:14). После победы Давида над Голиафом (1Цар 17) С., завидуя → Давиду, стал подозревать его в стремлении завладеть престолом (1Цар 18:6). Бессмысл. преследованием своего лучшего военачальника он дал возможность филистимлянам вновь напасть на израильтян. Ни заступничество Ионафана (1Цар 20:32), ни благородное поведение Давида (1Цар 24:1; 1Цар 26:1) не смогли остановить С. на его гибельном пути: он стал убийцей священников из Номвы (1Цар 22:6–23).

В конце концов на горе Гелвуе, со всех сторон теснимый филистимлянами, он покончил жизнь самоубийством, бросившись на острие меча. Погибли и его сыновья Ионафан, Аминадав и Малхисуа. Филистимляне нашли их тела и повесили на стене Беф-Сана, предварит. отрубив С. голову; его оружие они положили в капище → Ад, преисподняя, 1Цар 31:19). Жизнь С. и его царствование закончились трагически. Но жители Иависа не забыли своего освободителя. Они сняли тела С. и его сыновей со стены Беф-Сана, по обычаю сожгли их и погребли их кости (1Цар 31:11–13). Давид сочинил о С. и Ионафане «плачевную песнь» (2Цар 1:17–27). Старая кровная вина С. в умерщвлении гаваонитян была отомщена лишь много времени спустя, когда были казнены два его сына (от Рицпы) и пять внуков. Их тела вместе с костями С. и Ионафана погребены в гробнице Киса (2Цар 21:1–14);

2) С., или Савл, — первоначальное имя ап. → Павла (Деян 7, Деян 8, Деян 9, Деян 10, Деян 11, Деян 12, Деян 13). В Деян 13 говорится, что у Савла было и другое имя — Павел, имя «Саул» встречается только в Деян 22:7,13; Деян 26:14, в рассказах Павла о своем обращении;

3) царь Эдома, происходивший из Реховофа (2), «что при реке» (Быт 36:37; 1Пар 1:48);

4) сын Симеона от его жены-хананеянки (Быт 46:10; Исх 6:15; 1Пар 4:24), родоначальник одного из родов колена Симеона (Чис 26:13);

5) левит из рода Каафа, сын Узии (1Пар 6:24).


* * * * *
В других словарях: Никифора Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter