Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Святость, святое

Святость, святое

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА

Святое [еврейское кадош; греческое гагиос] — это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное. Святость предполагает определ. связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью — в противоположность греховности.

II. СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ

1) ПОНЯТИЕ С. относится исключит. к Богу и в своей сущности определяется Им. С. — неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного (Исх 15:11: «Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?»). С. Бога проявляется как неприкосновенное, недостижимое для человека, грозное и ужасающее → величие, а также как притягат., благодатная, благословляющая сила, как → суд и → милость, как праведность (→ Справедливость, праведность) и → любовь;

2) С. УТВЕРЖДАЕТСЯ через Бога — Святого (Ис 6:3) и Освящающего (Иез 37:28). Человек, дело и время становятся святы, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая. Не человек творит С., С. исходит от Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми (Лев 11:44; Лев 19:2);

3) все, что называется святым помимо Бога, источника и первопричины С., обязательно связано с Ним: а) народ → ИЗРАИЛЯ — это народ Божий и потому представляет собой «царство священников и народ святой» (Исх 19:6); б) → СВЯЩЕННИКИ святы потому, что избраны и освящены Богом (Лев 21:1–9); прежде всего это относится к → первосвященнику, на золотой табличке которого начертано: «Святыня Господня» (Исх 28:36); в) МЕСТА Божьего откровения святы, поскольку находятся во владении Бога, как, напр., «земля святая» вокруг горящего куста (Исх 3:5) или святой город → Иерусалим, место присутствия Бога (Ис 48:2; Ис 52:1); г) свято посвященное Богу ВРЕМЯ, как, напр., → суббота (Исх 35:2), праздники Господни и праздничные собрания (Лев 23:4); д) священны ПРЕДМЕТЫ, если они служат Богу, как, напр., ковчег завета (2Пар 35:3; ср. 2Цар 6:6), обрядовая богослужебная утварь (Чис 31:6), жертвы (Иез 42:13), хлеба предложения (1Цар 21:4), вода (Чис 5:17), десятина (Лев 27:32), предметы одеяния священника (Исх 28:2); е) по поводу святого пути (Ис 35:8) → Путь (II,3);

4) а) говоря о БОГЕ Отце, НЗ использует слова из ВЗ (Ис 6:3): «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (Откр 4:8). Сам Иисус в молитве обращается к Богу со словами: «Отче Святый» (Ин 17:11). Определение «святой», употребляемое в отношении Иисуса, свидетельствует о Его Божеств. происхождении. «Святой Дух» Божий снизошел на Марию, поэтому «рождаемое Святое» наречено Сыном Божьим (Мф 1:18; Лк 1:35). Эта сущность Иисуса проявляется, напр., в тот момент, когда бесы, подчиняясь Ему, называют Его «Святым Божиим» (Мк 1:24); б) святыми названы → АНГЕЛЫ, сопровождающие грядущего во славе Сына Человеческого (Мф 25:31), → ПРОРОКИ, устами которых говорил Бог (Лк 1:70), а также → АПОСТОЛЫ и пророки, которым через Св. Духа открыта тайна Христова (Еф 3:4). Иоанн Креститель назван «мужем праведным и святым» (Мк 6:20); в) С. присуща Божьему народу НЗ, → ЦЕРКВИ Иисуса (Рим 11:16). Ап. Павел, обращаясь к своим читателям, называет их «избранными святыми» (Рим 1:7; 1Кор 1:2), христианами, которые «во Христе» (Рим 8:1) и которые являются членами Его Тела — Церкви;

5) причастность людей (→ Человек) к С. как свойству, присущему Богу (Еф 4:24), — одна из главных тем НЗ, в то время как святые предметы, в отличие от ВЗ, здесь не упоминаются. Выражения «святое место» (Деян 6:13) и «святый град» (Мф 27:53) употреблены в их ветхозаветном значении. Иисус Христос открывается как Сын Божий, как Мессия и как Господь Своей Церкви (Рим 1:4), ставшей отныне святым Храмом Божьим (1Кор 3:17).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter