Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Священное Писание

Священное Писание

На языке христиан С.П. — это книги ВЗ и НЗ (→ Библия — статья «Библия» в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи — изложение понимания Писания).

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

А. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» И ЕГО СИНОНИМЫ

Авторы новозаветных книг употребляют ряд выражений, которые являются синонимами словосочетания «Священное Писание»:

1) выражения «священное писание», «святые писания» (Рим 1:2; 2Тим 3:15) обозначают здесь ветхозаветные писания, которые в Рим 14 азваны «писаниями пророческими» (ср. Мф 26:56; 2Пет 1:19). В 2Пет 3 послания Павла причислены к «прочим [Свящ.] писаниям». Часто, и всегда в том же значении, что и С.П., новозаветные авторы используют обозначения «писания» или «писание» (см. Мф 21:42; Мк 15:28; Лк 24:27; Ин 2:22; Ин 5:39; Деян 17:2; 1Кор 15:3,4; 1Пет 2:6; Иак 4:5), причем ед.ч. подразумевает либо ВЗ в его совокупности (Ин 10:35; Гал 3:22; 1Пет 2:6), либо, что встречается чаще, опред. место из ВЗ (Лк 4:21; Ин 19:24,28,36,37; Деян 8:32,35; 1Тим 5:18). Такие выражения, как «и Писание, провидя, что...» (Гал 3:8), «Писание всех заключило под грехом» (Гал 3:22), позволяют увидеть здесь персонифицированное употребление этого слова;

2) то же значение, что и «Писание», имеет слово «закон» в Ин 10:34; Ин 12:34; 1Кор 14:21. Закон также может «говорить» (Рим 3:19; Рим 7:7; 1Кор 9:8), «производить» (Рим 4:15); → Закон (I,Б; II,А; IV,Г);

3) «Закон и пророки» (Лк 16:16; ср. Мф 11:13; Рим 3:21);

4) «Моисей и пророки» (Лк 16:29; Лк 24:27; Деян 28:23);

5) «Писания пророков», «все пророки», «слова пророков», «сказанное у пророков» (Мф 26:56; Деян 3:18,24; Деян 13:40; Деян 7:42; Деян 15:15; Деян 24:14; Деян 26:22,27);

6) выражение «Моисей говорит» (Рим 10:19) употребляется в том же значении, что и «Писание говорит»; «Моисей пишет» (Рим 10:5), «Моисей написал нам» (Мк 12:19; Лк 20:28). То же можно сказать о выражениях: «Давид сказал» (Мк 12:36; Лк 20:42; Рим 11:9); «Исаия говорит» (Рим 10:16,20; Рим 15:12), «провозглашает» (Рим 9:27), «предсказал» (Рим 9:29), «пророчествовал» (Мф 15:7; Мк 7:6), «как сказал пророк Исаия» (Ин 1:23);

7) «сказано» (предикат без субъекта; Рим 15:10; Гал 3:16; Еф 4:8);

8)а) слово, написанное в Законе (Ин 15:25). Слово Исаии, пророка (Ин 12:38); «слово Иисусово» (Ин 18:32), «слово написанное» (1Кор 15:54; → Слово Божие); слово Павла, содержащееся в послании, требует послушания (2Фес 3:14);

б) «слово Божие», «слово Господне». Иисус обвиняет фарисеев в том, что они заменяют заповедь Божью («ибо Моисей сказал», Мк 7:10) своим преданием («а вы говорите», Мк 7:11), «устраняя слово Божие» (Мк 7:13). Иисус (Ин 10:34–35) употребляет понятия «закон», «слово Божие» и «Писание», не делая между ними различия. Персонификация особенно четко прослеживается в выражениях: «слово Божие росло» (Деян 6:7) и «распространялось» (Деян 12:24; ср. Лк 8:11), для него «нет уз» (2Тим 2:9), оно живо, действенно и судит помышления и намерения сердечные (Евр 4:12), оно живо (1Пет 1:23). Иисус Христос выступает как живое Слово (Ин 1:1), принявшее человеч. облик (Ин 1:14; Откр 19:13). Иисус говорит, что Его слова столь же непреходящи, как Закон и пророки (ср. Мф 5 с Мф 24:35; Мк 13:31; Лк 21:33). После воскресения ученики поверили «Писанию» (т.е. соотв. месту в ВЗ) «и слову, которое сказал Иисус» (Ин 2:22). Для них то и другое составляло единое целое. Кто не верит писаниям, тот не поверит и словам Иисуса (Ин 5:45);

9) одно и то же высказывание: «О, если бы вы в настоящее время послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего» (Пс 94:7) — один раз цитируется как принадлежащее Давиду (Евр 4:7), а другой раз с пояснением: «как говорит Дух Святой» (Евр 3:7). Нередко одно и то же изречение рассматривается с двух т.зр.: один раз говорит человек («Ибо сам Давид сказал Духом Святым», Мк 12:36), другой раз — Бог (Святой Дух сказал устами Давида, Деян 1:16), но в том и в другом случае подразумевается Библия или опред. место из С.П.

Б. ЗНАЧЕНИЕ ТАКОГО СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

1) содержащиеся в Библ. высказывания о С.П. выражают целостный образ мышления, сформиров. особым пониманием действительности: пророки и апостолы, Божий народ у горы Синай и древняя Церковь Христова исполнены непоколебимой убежденности в том, что с ними говорит Бог. Все писания Библии проникнуты этой основополагающей убежденностью и определяются ею: Бог говорит, человек должен слушать;

2) в евр. языке господствует глагол. Его временные формы не имеют резкого разграничения. В противоположность греч. языку, соотв. аналитико-обобщающему понятийному мышлению греков, евр. язык подчеркивает конкретное действие. При изучении и истолковании Библии следует особо учитывать эти особенности ветхозаветной и сформиров. под ее влиянием новозаветной языковой логики;

3) по ее собств. свидетельству, Библия является словом Божьим, переданным человеч. словами. Авторитет содержащегося в ней основан на том, что ее дал Сам Бог. Поэтому свидетельства Библии обладают высшим авторитетом (см. ниже, III).

В. ОТНОШЕНИЕ К СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ

1) во времена Ветхого Завета. По свидетельству ветхозаветных писаний, Бог по любви Своей избрал Себе народ, чтобы сообщить ему Свою волю. Божья воля, записанная в → «Книге Завета», должна передаваться из рода в род:

а) «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор 6:4–7). У того, кто всем сердцем любит Бога, воля Его будет определять всю жизнь, вплоть до семейных отношений, труда и сна. Слово Божье — живое слово, и оно творит жизнь там, где находит любовь и послушание. «Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего» (Втор 32:46,47);

б) в Книге Иисуса Навина можно увидеть ту же основную позицию: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано» (Нав 1:7,8). Теми же словами, которые были сказаны ему в начале его пути, Иисус Навин увещевает народ в конце своей жизни (Нав 23:6). Любовь к Богу здесь впервые обозначена словом, выражающим полную преданность и которое в дальнейшем служит выражением наивысшей преданности Богу: прилепитесь к Господу, Богу вашему (Нав 22:5; Нав 23:8; ср. Быт 2:24; Мф 19:5; 1Кор 6 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Еф 5:31; 4Цар 18:6);

в) выразит. пример отношения древних израильтян к С.П. дают 3-я и 4-я Книги Царств (4Цар 22:1; → Иосия). Согласно «закону для царей» (Втор 17:18–20), каждый царь должен был изготовить список Закона, «и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии». Очевидно, цари уже не исполняли это указание. Иосия был в высшей степени удивлен, когда ему зачитали содержание книги Закона, обнаруж. при расчистке храма. Испуганный содержащимся в книге проклятием (подразумевается, вероятно, Втор 28), он совершает покаяние и проводит по всей стране радик. реформы, основ. на предписаниях Закона. Бог внемлет ему и дарует удачу, поскольку «подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву» (4Цар 23:25). Но после смерти Иосии израильтяне опять впадают в идолопоклонство и пребывают в нем до тех пор, пока их не уводят в Вавилон, а Иерусалим не оказывается разруш.;

г) пророки С.П. О том, что пророки получали непосредств. откровение от Бога, они свидетельствовали, сопровождая свои выступления словами: «так говорит Господь» и постоянно ссылаясь на авторитет Божьей воли, излож. в заповедях и установлениях Закона. «Они [народ Израиля] преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет» (Ис 24:5). Это обвинение повторяется вновь и вновь (Ис 5:24; Ис 42:24; Иер 6:19; Иер 9:12–14; Иер 26:4–6; Иер 32:23; Иер 44:10,23; Иез 44:23; Ос 4:6; Ам 2:4; Зах 7:12; Мал 2:4–8). Пророки не возвещают ничего другого, кроме того, что израильтянам надлежит любящим сердцем прилепиться к Господу и что последствия отпадения от Него ужасающи и гибельны. Истор. путь израил. народа стал для пророков живым свидетельством истинности слова Божьего, которое они видят исполнившимся на примере своего народа как в проклятии, так и в благословении;

д) → Ездра, вернувшийся из вавил. → плена (III,3 и IV), «был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев» (Езд 7:6). Именно он был тем, кто восстановил значение С.П. среди возвратившихся из плена евреев. Ездра зачитывал Закон перед собравшимся обществом израильтян: «и читали из книги закона Божия каждый день» (Неем 8:18). Смиренный страданиями и осознанием своей вины, народ испытал такое потрясение, слушая Закон, что плакал, и ему пришлось напоминать о «радости пред Господом» (Неем 8:9,10). Пр. Осия сказал народу, что тот будет истреблен за недостаток ведения (Закона) (Ос 4:6). Израильтянам было свойственно с годами забывать Божьи установления (напр., → Священного Писания, то могу сказать: «Вот Послание, которое мой Бог распорядился написать мне, по которому я должен ориентироваться и по которому Он будет судить меня»;

3) ЯЗЫКОВАЯ ФОРМА.

Библ. откровение было облечено в обусловл. временем и средой языковую форму. Форма изложения откровения отражает формальную логику на конкр. этапе ее историч. развития. Так, различные сообщения часто даются без пояснит. примечаний и в свободном порядке, так что читатель не всегда может составить общую картину, удовлетворит. с т.зр. системы и не содержащую пропусков. При этом здесь было бы неуместно говорить о противоречиях, поскольку библ. авторы не имели ни намерения избегать противоречий, ни присущих нам представлений о том, что есть противоречие. То, что смущает человеч. разум по первому суждению, терпеливому читателю может показаться лучшим из возможных решений поставл. задачи: полное и совершенное единство, проявл. многими свидетелями и различн. способами. Тем не менее фактом остается то обстоятельство, что библ. языковая форма не лишена недостатков, обусловл. человеч. немощью, ограниченностью и слабостью;

4) БЕЗ ГРЕХА.

Библ. авторы единогласно и недвусмысл. свидетельствуют об Иисусе Христе, что Он был «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр 4:15; ср. 2Кор 5:21; 1Пет 2:22; 1Пет 3:18). Он полностью усвоил человеч. природу, стал сопричастен пространственно-временным ограничениям земной жизни: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр 5:8). Однако Он не был причастен ни к обману и лжи Своего времени, ни к грехам человеч. рода. Он был реальным человеком, носившим образ раба, но в то же время Он был самой Истиной, праведником, умирающим за неправедных, истинным Хлебом и Словом, Которое дарует Себя миру. Библия полностью причастна к этой тайне Господа, но следует остерегаться смещения понятий и тайну веры подменять доказательством внешнего, формального совершенства Библии. Библия сама определяет, в чем она компетентна. Христианину же полезно вновь и вновь прославлять познанное через Св. Духа и через веру совершенство Библии, ведущей его к встрече с Господом, как это делает молящийся в Пс 118.

V. ИСТОЛКОВАНИЕ

А. УСЛОВИЯ

1) ЧТЕНИЕ И СЛУШАНИЕ БИБЛИИ.

Как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена верующие читали и слушали Писания стоя (в знак благоговения перед Словом Божьим, Лк 4:16). Затем к прочит. отрывкам давали пояснения (Неем 8:5–8; 1Фес 5:27; 1Тим 4:13). При этом нельзя упускать из виду, что читателями и слушателями в основном были необразов. и необуч. люди, рабы и ремесленники;

2) ПОНИМАНИЕ.

Но этим духовно «несовершеннолетними» богословски неподготов. христианам апостолы (которые и сами «люди некнижные и простые», Деян 4:13) внушают, что они могут самостоятельно вникать в мысли, выраж. в С.П., и в состоянии проверять их истинность (Еф 3:4; 1Пет 1:12; 1Ин 2:20,27). Сам Господь дает им понимание Писания (Деян 16:14; 2Тим 2:7; 1Ин 5:20). Мудрецы этого мира не узнали Господа славы, Которого узнаёт самый простой раб, когда Св. Дух открывает его сердце («Душевный человек не принимает того, что от Духа Божиего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно», 1Кор 2:14). Без помощи Св. Духа невозможно духовное понимание Библии, ибо «на сердце остается покрывало», сколько бы раз ни было прочитано С.П. Лишь обращение к Господу открывает для читателя Библию; необходимо, чтобы человек видел в С.П. Его образ (2Кор 3:15–18). Поэтому и Никодим, будучи образов. иудеем и книжником, т.е. профессиональным знатоком Писаний, не может познать истин о Царстве Божьем, а постигнет их, только родившись свыше от Духа (Ин 3:1–14);

3) ОТКРЫТИЕ ПИСАНИЯ.

Господь не только открывает понимание, Он открывает и Писания, когда Сам истолковывает их Своим Духом (ср. Лк 24 о Лк 24:27), так что человек начинает понимать, что он читает и во что верит (Деян 8:26–40);

4) ТОЛКОВАНИЕ.

Библия сама определяет, как ее следует толковать. Ее цель — пробудить веру во Христа; именно для этого она была написана, и так следует ее истолковывать (Ин 20:30,31). «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». То же намерение было и у всех остальных авторов Библии;

5) ХРИСТОС — жизн. центр всей Библии. Св. Дух преследует единств. цель: прославлять Христа (Ин 16:14). Потому никакое толкование не может считаться надлежащим, если оно не подчиняется установл. самой Библией нормам истолкования. Никакая экзегеза — богословская, духовная, научная, керигматическая, эсхатологическая и др. — не может существовать сама по себе, каждая вместе с другими направлениями должна быть подчинена единой идее Библии: истолкованию Христа;

6) ЕДИНСТВО ВЗ и НЗ проявляется только в личности Иисуса Христа. Все библ. авторы, хотя они участвуют в разных стадиях передачи откровения и используют разные языковые формы, свидетельствуют об одном Спасителе, Который одним Своим спасит. деянием вернет искупл. Церковь к общению с Богом:

а) с т.зр. Библии, правомерно и имеет смысл говорить о «синоптическом», «Иоанновом», «Павловом» богословии только при том условии, что все они исходят из одного и того же «христоло-гического» богословия и возвращаются к нему же. Первейшая задача экзегезы заключается в том, чтобы открывать скрытое единство свидетелей во всех их отличиях; особенно следует стремиться показать имеющееся согласие между Иисусом и Павлом, между Павлом и Иаковом (→ Вера, II,6);

б) для истолкования ВЗ имеет значение и то, что Иисус и новозаветные авторы используют свыше 350 ветхозаветных цитат и еще прим. 3500 раз косвенно ссылаются на Ветхий Завет. Сама Библия видит единство ВЗ и НЗ прежде всего в том, что данные в ВЗ обетования находят в НЗ свое исполнение (ср. Мф 5:17; Мк 1:15; Лк 4:21; Гал 4:4; Еф 1:10). «Новый Завет скрыт в Ветхом, Ветхий открывается в Новом» (Августин).

Б. ОБЪЯСНЕНИЕ ПИСАНИЯ ПИСАНИЕМ

Принцип: «Писание само себя истолковывает» является следствием уверенности в том, что вся Библия представляет собой единое целое. Духовное должно истолковываться для одаренных Духом словами, которые даны от Духа (а не от человеч. мудрости) (1Кор 2:13):

1) при этом изучение текста должно происходить со всей тщательностью, с привлечением всех вспомогат. средств;

2) духовное истолкование может проистекать только от духовного понимания, которое сообщает один лишь Св. Дух. Необходимы также старат. и терпеливые усилия (и послушание) со стороны самого человека;

3) доказательство путем прямого цитирования места из С.П. действит. лишь тогда (в соотв. с тем, как оно используется в самой Библии), когда смысл всего толкуемого отрывка может быть разъяснен отдельным изречением, а отдельное слово, в свою очередь, может быть прояснено из всего контекста (т.наз. герменевтический круг [герменевтика — традиция и способы толкования многознач. или не поддающихся уточнению текстов, большей частью древних]), и тогда доказательством может стать и единственное слово С.П.

В. ПРАВИЛА

1) в отношении Библии действителен целый ряд правил, применимых к толкованию любого лит. произведения. Работа исследователя может вестись по след. направлениям: а) автор, место, время, цель создания текста, его связность;

б) досл. текст, значение слов, общее значение; в) лит. жанр, отличие букв. значения от символич.;

г) взаимосвязь с другими текстами, историч. периодом, историей религии и т.д. До тех пор пока науч. вспомогат. дисциплины сохраняют служебное назначение, они могут произвести ценную, даже необходимую, работу, но если принципы толкования приобретают абсолютную ценность, то они становятся помехой правильному пониманию С.П.;

2) другие правила толкования, соотв. характеру Библии, относятся только к ней: а) внимание к различию между периодами передачи Божеств. откровения и Божьих деяний в отношении человека (см., напр., Мф 11:13; Мф 12:32; Рим 5:13; Рим 11:25; Еф 1:21);

б) типологич. истолкование ВЗ, напр. по образцу Послания к Евреям или Первого послания к Коринфянам 1Кор 10:1–13; в) пророч. или эсхатологич. толкование;

3) нельзя не видеть, что Библия знает и о лжепророках, лжехристах, лжеапостолах, лжеучителях и категорически отвергает их (Мф 7:15; Мф 24:11,24; 2Тим 4:3). Незнание Библии ведет к ошибочным суждениям (Мк 12:24; 2Тим 2:15,18). Библия воспитывает человека и ведет его к Христу; если общение с ней уводит от Христа, то в основе этого лежит ненормальное, антихрист. воздействие, которое не может происходить от Духа Божьего (2Кор 11:13–15; Гал 3:1; Гал 5:7,8).

Г. СЛОВО И ДУХ

1) Дух животворит. Все усилия по изучению С.П., как в назидат., так и в науч. целях, без действия Духа мертвы, потому что и Библия мертва без связи с Духом: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6:63);

2) Дух дарует силу, так что слово благовестника становится словом Божьим, воздействующим на современников и ведущим их к общению с Богом;

3) Дух ведет к слову. Дух учит внимать слову и отличать его от чужого или собств. опыта, воззрений, привычек. Дух ведет к отмиранию своеволия и заставляет «прилепиться к Господу» и Его слову;

4) Дух освобождает от законнич. недопонимания и злоупотребления Библией. Библия — это не книга Закона, а милостивый дар. Выражение «верить всему написанному» (Деян 24:14) не следует абсолютизировать: оно не означает, что человек должен испуганно и порабощенно подчиняться всякому отдельному изречению. В Иисусе Христе заключена вся полнота жизни, на Него указывает все Писание. Каждый волен принимать от этой полноты «благодать на благодать» (Ин 1:16), сколько ему требуется, — одному больше, другому меньше (Исх 16:16). Любящий Бога будет соблюдать Его заповеди (Ин 14:15) и искать в С.П. Его образ.


* * * * *
В других словарях: Нюстрема
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Сев →