Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Скорбь

Скорбь

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

Изначальное значение греческого слова тлипсис — «теснота», «притеснение». С. связана с бедствиями и притеснениями, в частн. с гонениями (1Фес 1:6; 1Фес 2:14), пребыванием в узах (Деян 20:23; Еф 3:13; Откр 2:10), поношениями (Евр 10:33), духовными борениями (2Кор 7:5), болезнями, голодом. Павел противопоставляет С. → покой (2Кор 7:5), отраду, которую принесет Христос (2Фес 1:7; ср. Евр 4:9–11); с Его приходом будет положен конец всякой С.

II. СКОРБЬ В БОЖЬЕМ ЗАМЫСЛЕ СПАСЕНИЯ

С. не было в первоначально сотворенном мире, где, по Божьему определению, все было «хорошо весьма» (Быт 1:31). Жизнь первых людей в → раю ничем не была омрачена (Быт 2). С. не будет и в том мире, который будет заново сотворен Богом по окончании времен (Ис 65:17; Ис 66:22; 2Пет 3:13; Откр 21:1–7), где «отрет Бог всякую слезу» (Откр 7:16; Откр 21:4; ср. Ис 25:8; Ис 35:10). С. — это реалия павшего мира (Ин 16:33); ее порождают след. причины:

1) скорбь как следствие греха. Своим грехопадением человек привнес в жизнь все мыслимые С. (Быт 3:15), причем самым глубоким выражением С. стала смерть (Рим 6:23). Грехопадение следует понимать не только как произошедшее однажды историч. событие, проклятием тяготеющее над нашей жизнью, но и как событие, повторяющееся в жизни каждого человека (Быт 42:21; Ис 8:21,22). Человек должен познать, какие бедствия и страдания приносит то обстоятельство, что он оставил Бога (Иер 2:19). С. стала обратной стороной всей жизни человека (Екк 1:18), особенно его стремления к удовольствиям (Притч 23:29);

2) скорбь как следствие обращения к Богу. Обращение не означает, как часто думают люди, устранения или уменьшения С., напротив, оно часто знаменует собой ее приумножение (Мф 24:9; Деян 9:16). Это познали еще благочестивые люди ВЗ (2Цар 4:9; Пс 33:20; Пс 72 и др.). В НЗ слова «С.» или «теснота» применяются почти исключит. по отношению к страданиям, которые постигают христианина за его принадлежность Христу (2Кор 1:4–11; 2Кор 4:8; 1Фес 1:6; Евр 10:33; Откр 2:9,10). Эта С., вызываемая обращением к Богу, была обусловлена не особенностями того времени, но духовными законами, действующими на протяжении всей истории. Как Иисусу «должно» было по воле Бога принять страдания (Мф 16:21; Лк 24:26–46), так и христианам «многими скорбями надлежит ... войти в Царствие Божие» (Деян 14:22). Этот духовный закон неотвратим, и Павел разъясняет его действие в своем Первом послании к Фессалоникийцам (1Фес 3:3,4). То, что относится ко всем христианам — иначе они не чада Божьи, а отверженные (Евр 12:7,8), — в еще большей степени касается апостола (2Кор 1:5). Он терпит С. не только за себя, но и за Церковь (Еф 3:13; Кол 1:24);

3) скорбь как знамение конца времен. С. христиан имеют эсхатологич. характер, они — указание на то, что «последнее время» наступило (1Ин 2:18). Это последнее время характеризуется невиданным сгущением и вселенским размахом страдания, перед которым бледнеют все предшествующие С. (Мф 24:1; Мк 13:1). Именно в этом значении в Библии сказано о «великой скорби» (Мф 24:21; Мк 13:19; Откр 7:14). Она есть начало Божьего суда, который явится «днем скорби» (Соф 1:15; ср. Рим 2:9), «ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью» (2Фес 1:6).

III. СКОРБЬ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН

Всякая С. несет с собой соблазн отпадения от Бога (Мк 4:17; 1Фес 3:3–5). Тем не менее она не бесполезна для верующего. Со С. ему открывается широкий горизонт веры, уходящий подчас и за смертную черту. С. не может отлучить верующего от любви Христовой (Рим 8:35), напротив, она должна привести к истинному соединению с Ним:

1) Господь посылает нам С., чтобы проверить и испытать нашу веру (2Кор 8:2; 1Пет 1:6; Иак 1:12), чтобы показать христианам, что надо «надеяться не на самих себя, но на Бога» (2Кор 1:8). С. заставляет нас прибегать к молитве (Ис 26:16; Иона 2:2) и воспитывает в нас → терпение (Рим 5:3; Рим 12:12; 2Кор 1:6; 2Фес 1:4). кроме того, С. может служить распространению Евангелия (Деян 8:4; Деян 11:19) и способствовать тому, «чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби» (2Кор 1:4);

2) в конечном итоге любую С. можно перенести, сознавая, что она ограничена во времени и должна смениться славой Божьей (2Кор 4:17), обетов. верующим (2Кор 4:18; Рим 8:17) и многократно превосходящей все, что человеку приходится испытать на земле (2Кор 4:18). Христиане могут считать свою С. залогом этой цели (2Фес 1:4,5), ибо Сам Бог, Спаситель от всякой С. (Иов 5:19; Иов 19:25), «отрет ... всякую слезу с очей их» (Откр 7:16);

3) С. не является препятствием для радости (2Кор 7:4), как это может показаться безбожному уму, но соседствует с радостью, вызываемой Св. Духом (1Фес 1:6). Если человек осознает это, то даже сама С., о которой говорит Павел (Рим 5:3), может стать предметом радости (2Кор 8:2; Кол 1:24). Ибо то, что Иисус «победил мир» с его С. (Ин 16:33), является для веры познанной реальностью и достаточной причиной для радости.


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter