Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Слава

Слава

Слава [еврейское кавод; греческое докса — часто переводятся как «честь»]. С. — одно из центр. понятий Библии. По отношению к Богу оно означает прежде всего Его величие, а также сияние, исходящее от Него при Его приближении (Исх 24:16; Пс 150:2, в Синодальном переводе — «могущество»). Вместе с тем С. — сущностный признак Царства Божьего и вечного, нетленного Божьего мира, в отличие от мира земного, тленного, преходящего. Там, где человеку является Сам Бог, видимой становится и Его С., хотя человеку и не дано увидеть всю С. Божью.

I. СЛАВА ТВОРЕНИЯ

О С. творения в Библии говорится лишь косвенно. Иисус, указывая на лилии, говорит, что «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф 6:29); сатана показывает Господу «все царства мира и славу их» (Мф 4:8). Человек, будучи образом Бога, также соучаствует в С., о которой говорит Пс 8:6: «Не много ты умалил его пред ангелами [более правильный перевод «перед Богом»]; славою и честию увенчал его». С. могут быть увенчаны здание (Агг 2:9) и небесные тела (1Кор 15:40). Но со времени грехопадения С. всего творения оказалась подорванной в своей основе. В согласии с ветхозаветными высказываниями Петр свидетельствует (1Пет 1:24): «Всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве».

II. ВЕЧНАЯ СЛАВА БОГА

Независимость, власть и совершенство Божье — суть непреходящая С. Бога. С. исходит от Него как от «Отца славы» (Еф 1:17). Сыны Израилевы ощущали воздействие Его С. при заключении завета (Исх 19:16), при освящении → скинии (Исх 40:34) и храма (3Цар 8:10). Но смертный человек не смеет видеть саму С. Божью. Бог явил Свою С. Моисею, и тот слышал провозглашенное имя Бога (Исх 33:1; Исх 34:1). С. Божья видна в Его творениях (Рим 1:20), и по всей земле Бог являет Свою С. (Пс 8:2; Пс 18:2; Пс 103:1). Даже для времени не совершенства (грехопадения) действительна Божья клятва: «Но жив Я, и славы Господней полна вся земля...» (Чис 14:21).

III. БОЖЬЯ СЛАВА В ИИСУСЕ ХРИСТЕ

В рождестве Иисуса, в Его проповеди, Его чудесных деяниях, Его преображении, в Его распятии, воскресении и вознесении открывается отблеск Божьей С. (Евр 1:3). Евангелист Иоанн свидетельствует об этом: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин 1:14). При воскресении Лазаря Иисус особо подчеркивает: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин 11:40). Как Павел (1Кор 2:8), так и Иаков (Иак 2:1) называют Иисуса «Господом славы», след., Бог Сам владеет и распоряжается С. Это со всей очевидностью откроется при Втором пришествии Иисуса: «Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими» (Мф 16:27).

IV. СЛАВА СПАСЕННЫХ

Когда люди обретают спасение через веру в Иисуса, они становятся детьми Божьими, и к ним относятся слова Иисуса: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин 17:22). Через общность своей жизни с жизнью Иисуса Христа (в смерти и воскресении) спасенные становятся соучастниками Его С.: Бог нас «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф 2:6). Но спасенные еще не достигли совершенства: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3:3). → Честь, чтить.


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
След →