Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Совесть

Совесть

1) С. — это данное человеку Богом второе «я» [греческое сюнейдесис, «совесть», «сознание»], которое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его, когда он поступает против установ. порядка. С. человека проявилась только после грехопадения, после того как впервые был нарушен установл. Богом порядок (Быт 3);

2) С. может проснуться в человеке, когда он только еще намеревается совершить греховный поступок. Так, она заговорила в Пилате, когда по настоянию иудеев он отдал Иисуса на распятие (Мф 27:24). С. может пробудиться в человеке и в момент совершения им неправедного поступка, как, напр., у Давида, когда он отрезал край верхней одежды Саула (1Цар 24:6). И, наконец, С. может наказывать человека за уже совершенное преступление. Некоторые грехи оставляют в сердце человека след, который не стирается на протяжении всей жизни (1Тим 4:2). Проснувшаяся С. может подтолкнуть человека к обращению (2Цар 24:10), а также, как в случае с Каином, повергнуть в отчаяние: «Наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт 4:13);

3) если человек совершил неправый поступок, то С. «укоряет» (Иов 27:6), «беспокоит» (см. 1Цар 25:31), постоянно преследует (1Тим 4:2) до тех пор, пока Бог не очистит его (Евр 9:14; Евр 10:22) и не дарует ему непорочную С. (Деян 24:16). Человек не в состоянии самостоят. успокоить пробудившуюся С. — ни делами, ни служением Богу (Евр 9:9,14). Только кровь Христа очищает человеч. сердце от «мертвых дел», от «порочной совести» (Евр 9:14; Евр 10:22). Только Господь дарует чистую, незапятнанную С. (в ВЗ: «сердце»). Вначале С. может быть «немощной» (1Кор 8:12), но «испрашивание у Бога доброй совести» (так в греч. тексте; в Синодальном переводе — «обещание Богу доброй совести» — 1Пет 3:21) укрепляет ее, так что больше никто не может «осудить» ее (см. Рим 14:1; Кол 2:16; 1Тим 4:1–5). С. не чужда и падшему человеку. Об этом свидетельствует осознание своей греховности как евр. народом, так и язычниками (Иер 17:1; Ин 8:9; ср. Рим 2:15). Так как человеч. С. может руководствоваться ложными понятиями, то для установления сыновних отношений с Богом человеку не достаточно иметь лишь «чистую совесть». С., сердце могут ошибиться; С. и ум могут быть осквернены (Тит 1:15). Господь «проникает» в человеч. сердце (Иер 17:9), и тогда христианин может положиться на Божье обетование и быть уверенным в прощении грехов и примирении с Богом (1Ин 3:20) даже в том случае, если его преследуют укоры С. Обычно же С. свидетельствует человеку «в Духе Святом» (Рим 9:1), идет он путями Божьими или нет. Духовная радость служит свидетельством С., непорочной пред Богом (1Ин 3:21);

4) в ВЗ нет отдельного слова, обозначающего понятие «С.», в этом значении здесь употребляется слово «сердце». В соотв. с подобным словоупотреблением в 1Тим 1 говорится о любви «от чистого сердца и доброй совести».


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Нюстрема Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Совет →