Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Судить

Судить

В Библии глагол «С.» имеет несколько значений: «разбирать спорные дела», «выносить приговор», «вершить суд» (→ СудьиПраво, правосудие), а также «судить о ч.-л. вообще».

I. Бог Сам будет судить Свой народ (Втор 32:36), как и все народы земли (Пс 9:9; Пс 109:6; Мих 4:3). При этом Он будет вершить суд не по делам, а по сокровенному в сердцах (Ис 11:3; Деян 17:31; Рим 2:16). Бог судит нелицеприятно (1Пет 1:17), Его суд праведен, и это должно утешать ложно обвиняемых и предостерегать виновных (Иов 13:9; Пс 34:24).

II.Суд Один только Бог может судить праведно. НЗ неоднократно предостерегает людей от суда и осуждения других: не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф 7:1; Лк 6:37). Павел спрашивает судящих, кто они такие, что берутся осуждать других (Рим 2:1; Рим 14:13), чужого раба (Рим 14:4) или своего брата (Рим 14:10). А Иаков разъясняет, что тот, кто судит своего брата, судит Закон (Иак 4:11), поскольку действует не из любви.

III. По-другому Библия относится к суждению о духовных вещах (1Кор 2:13; Деян 15:1; → Апостольский собор) и к рассуждению о пророчествах (1Кор 14:29); это не просто допускается, но вменяется Церкви в обязанность. Ей дано повеление судить о грехе «внутренних», т.е. людей, принадлежащих к Церкви (1Кор 5:11; 1Тим 5:20,24). Ибо никто не должен подавать брату повода к преткновению или → соблазну (Рим 14:13). А если спор возникнет, то духовные лица должны (под водит-вом Св. Духа) в присутствии обвиняемого (Гал 2:11,14; 1Тим 5:20) и двух-трех свидетелей (2Кор 13:1; 1Тим 5:19) уладить спорный вопрос.

В Мф 18:15–18 Господь предписывает, как следует поступать с упорствующим грешником. Отказ покаяться может привести его к отлучению от Церкви (1Кор 5:13), и даже к преданию сатане (1Кор 5:5; 1Тим 1:20; ср. Мф 5:22). Когда внутри Церкви возникает конфликт, следует добиваться взаимного прощения (Кол 3:13) и восстановления братских отношений. Поэтому жалобы или споры верующих должны решаться внутри Церкви, а не выноситься на языч. суд (1Кор 6:1–8). Ап. Павел призывает верующих осуждать свои недостойные поступки: «если бы мы судили сами себя» — и соответственно поступали бы или искали бы прощения, — «то не были бы (более) судимы (Богом)» (1Кор 11:31). При этом окончат. приговор всегда остается за Богом (1Кор 4:4). → ИсповеданиеУвещеваниеСвет (II,4).


* * * * *
В других словарях: Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter