Труд, трудность, тягость, забота [еврейское амаль, йагиа, инъян]. В ВЗ эти понятия тесно связаны с земным путем человека (см. Пс 89:10; в Синодальном переводе этим словам соответствуют также «истощение», «горе», «обида» и др.; ср. Иов 3:17; Иов 11:16; Иов 20:22). Трудящемуся человеку свойственно постоянно ставить перед собой цели в жизни, однако путь к каждой цели затруднен превратностями бытия. Но тяжелее всего то, что все Т. человека в итоге — «суета сует» и «томление духа» (Екк 1:3,8; Екк 2:11; Екк 4:8). Понятия «труд» и «забота» охватывают многое из того, что происходит с человеком «под солнцем» (Екк 2:22; Екк 3:10). Здесь действует та же причина, что и при других человеч. → страданиях; Притч 22 (в Синодальном переводе — «беда»; Екк 2:26). Именно потому, что в Библии путь человека всегда рассматривается в связи с волей и заповедями Божьими, в ней так реалистично отражены тяготы земной жизни.
В НЗ эти понятия приобретают новый смысл. Наиболее часто они встречаются в посланиях ап. Павла, нередко выступая на первый план, когда он описывает свою жизнь, посвящ. проповеди Евангелия (соотв. греч. слово копос в 2Кор 11 ередано в Синодальном переводе как «труды»). Цель этого, сопряженного с большими тяготами, служения — «представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол 1:28,29). Если этого удастся достичь, то Т. апостольского служения окажется не тщетным и удостоится похвалы в день Христов (Флп 2:16). Однако служение до самого конца остается исполненным трудностей и тягот, поскольку осуществляется оно в мире греха и смерти, проходит во внутр. и внешней борьбе (2Кор 7:5). Но ему содействует сила Христа (Кол 1:29), и поэтому, вопреки всем препятствиям, оно достигает цели (Флп 1:6).