Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Ученик

Ученик

I. 1) в ВЗ (Ис 8:16; Ис 50:4) У. названы люди, которые во время всеобщего отпадения от Бога следовали Его свидетельству и Закону и смиренно внимали слову Господа;

2) в НЗ наряду с У. Иисуса упоминаются У. Иоанна Крестителя, а также У. фарисеев. У. Иоанна принято считать тех, кого он крестил; тех, кто оставался с ним (Мф 9:14; Мк 2:18; Ин 1:35,37; Ин 3:25); тех, кто поддерживал с ним связь, когда он оказался в темнице (Мф 11:2; Лк 7:18), а также тех, кто похоронил его (Мф 14:12; Мк 6:29). Иоанн научил своих У. молиться (Лк 11:1), и они, следуя наставлениям своего учителя, много постились и молились (Лк 5:33). То же самое относилось и к У. фарисеев (Мк 2:18). Сами же фарисеи гордились тем, что они были последователями и У. Моисея (Ин 9:28); это давало им уверенность в том, что их духовная позиция истинна.

II. 1) У. Иисуса — это Его приверженцы в самом широком смысле слова, люди, признававшие Его Учителем, внимавшие Его учению и повсюду сопровождавшие Его (Лк 19:37; Ин 4:1; Ин 9:27−28). Ученичество могло быть и тайным (Мф 27:57; Ин 19:38); многие из У. позднее покинули Иисуса (Ин 6:60,66);

2) 12 У. Иисуса составляли особую группу. Они постоянно были с Ним (Мк 11:11), и Он доверял им духовные тайны (Мк 4:34; Мф 16:15–21). Когда речь идет об У. Иисуса вообще, то часто имеются в виду именно эти двенадцать (Мф 8:23,25; Мф 26:18; Мк 6:45; Ин 2:2,17). Все они, включая предателя Иуду Искариота, пребывали с Ним даже в Его страданиях (Лк 22:28), и затем (несмотря на их бегство и отречение от Него после Его ареста) как избранные Богом свидетели, ели и пили вместе с Воскресшим (Деян 10:41). В Мк 6:30 и в книге Деяния они названы → апостолами;

3) в Деяниях апостолов У. названы все уверовавшие и члены церкви (Деян 6:1; Деян 9:1,10,19,26,36,38); название «христиане» впервые появилось в Антиохии (Деян 11:26).

III. Необходимым условием ученичества является безусловная и безграничная преданность Господу. У. Иисуса может быть лишь тот, кто любит Его «более, нежели отца или мать», кто жертвует всем, что имеет (Мф 10:37; Лк 14:26,27,33). У. Иисуса должен отречься от самого себя, взять на себя → крест (Мф 16:24) и потерять ради Него свою душу (т.е. жизнь) для того, чтобы обрести жизнь истинную и вечную (Мф 16:25). У. — не тот, кто повторяет «Господи, Господи», а тот, кто смиренно исполняет Божью волю (Мф 7:21; Лк 6:46). При этом У. никогда не превзойдет Учителя (Мф 10:25), в лучшем случае он станет таким, как его Учитель (Лк 6:40). Поэтому У. часто становится объектом ненависти и преследований, подобных тем, которые пришлось испытать Иисусу (Мф 10:17,18,22,23). Но страждущие У. блаженны, они возрадуются и обретут утешение (Мф 5:11,12; Лк 6:22,23), и Сам Св. Дух руковидит ими (Мф 10:19,20).

Господь сказал Своим У., что они должны быть мудры, как змеи, и просты, как голуби (Мф 10:16), и, как истинные У., пребывать в слове Его (Ин 8:31). Им не надо заботиться о хлебе насущном — Бог снабдит их всем необходимым (Мф 6:25–34; Мф 10:9–11). В молитве они будут сильны и искренни, в ней они обретут Дух истины (Ин 14:12–14,16,17). Посылая Своих У. на служение, Господь наделил их властью исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых и изгонять нечистых духов (Мф 10:1,8). У. — это «соль земли» и «свет мира» (Мф 5:13–16); их отличает любовь к ближнему и к своим врагам (Ин 13:15; Ин 15:12; Мф 5:43–45). Своими добрыми делами, всей своей жизнью они прославляют Бога (Мф 5:16; Ин 15:8). За то, что они исповедуют Его перед людьми, Христос исповедует их перед Отцом Небесным (Мф 10:32). Они могут радоваться тому, что их имена написаны на небесах (Лк 10:20) и что там их ожидает великая награда (Лк 6:23). Все, чем они пожертвовали, последовав за Иисусом, будет возвращено им, а в «веке грядущем» они обретут вечную жизнь (Мк 10:28–30). → Наследование.


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Никифора
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter