Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Хвала, восхвалять

Хвала, восхвалять

I. Вся Библия исполнена хвалой Богу; Хвала присутствует во всех библейских книгах, но особенно в хвалебных псалмах, которые чередуются с псалмами философского содержания и плачами. Основное значение еврейского глагола яда, переводимого как «восхвалять» («признавать», «подтверждать», тогда как греческое доксадзейн — «восхвалять», «почитать» — соотносится со словами «слава», «честь», «великолепие», «могущество»).

II. В хвале выражается → благодарность всего творения, и прежде всего человека, за все, что содеял Бог для создания, сохранения и спасения мира (Пс 39:4; Деян 4:21). При этом следует отметить, что в ВЗ нет слова с прямым значением благодарности. На Божьи спасительные деяния человек отвечает хвалой. Восхвалять Бога человек может лишь при жизни, т.к. смерть заглушает и хвалу (Пс 29:10; Пс 87:11−12; Пс 113:25−26; Ис 38:18−19). Если в ВЗ подобное утверждение в большинстве случаев относится исключит. к физич. смерти — Бог желает услышать хвалу от людей, живущих на земле, — то уже в Иов 19:25 можно заметить (а в НЗ это становится совершенно очевидным, см. Флп 1:21–23; Откр 7:9–17), что хвала Богу звучит и из уст верующих, призванных Им в Его небесные обители. Именно подобная хвала является отличительной чертой жизни в Боге.

III. Общество верующих (во времена ВЗ — народ израил., а во времена НЗ — Церковь) возносит хвалу Богу на своих → богослужениях. Здесь Бог присутствует среди Своего народа, здесь Он живет «среди славословий Израиля» (Пс 21:4; ср. также 2Пар 5:13,14; Пс 94:1; Пс 99:1; Рим 15:6). Хвала возносится Богу и во время жертвоприношения (2Пар 29:25–31), и даже сама хвала рассматривается в качестве жертвы (Пс 49:23; Пс 68:31,32).

IV. Поводом для славословия служат в первую очередь Божьи деяния, приносящие благо народу завета (Исх 15:1–19; Пс 104:1; Пс 134:1) и направляющие историю человечества. Но главной причиной славословия является избрание и призвание людей через Христа и во Христе (Еф 1:3–14). Даже если путь, по которому Бог ведет Свой народ, не всегда легок, хвала все равно не умолкает (Иов 1:20,21): Бог и «в ночи дает песни» (Иов 35:10; ср. Деян 16:25). Хвала звучит даже из уст тех, кто познал праведное Божье наказание (Нав 7:19; Ис 12:1–6). Бог восхваляется не только за милостивое водительство Своего народа, но и за сотворение мира; там, где оно воспевается, звучит хвалебный гимн (Пс 28; Пс 103 и др.), которому вторит вся Вселенная (Иов 38:7; Пс 18:2–7; Пс 144:10; Ис 42:10–12).

V. Богу возносится хвала не только на земле, но и на небе (Авв 3:3). Там Его славословят ангелы, все «воинство небесное» (Пс 102:20,21; Пс 148; Ис 6:1–4; Лк 2:13−14); земная хвала — лишь слабый отблеск небесной славы. Но уже сейчас существует тесная связь между Церковью на земле и ангелами, находящимися перед Божьим престолом, как о том убедительно свидетельствует книга Откровение, в величеств. гимнах которой голоса живущих на земле людей вливаются в небесное славословие (Откр 4:8–11; Откр 5:8–14; Откр 11:15–18; Откр 12:10–12; Откр 14:3; Откр 15:3−4; Откр 19:1–7).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter