Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Царь

Царь

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

1) государство израильтян, в отличие от всех соседних государств, было теократическим. Ц. Израиля был Яхве (Втор 33:5; Пс 149:2; Ис 33:22; ср. 1Цар 8): Он давал народу Свои → законы и установления (Исх 20:11–17), открывал Свою волю через → урим и туммим и через Своих → пророков (Втор 18:15–22). Моисей и Иисус Навин лишь представляли Бога, руководя народом не по собств., а по Его воле (Исх 3:10; Чис 27:18–20). После их смерти религ. и обществ. порядок нарушился: израильтяне стали поступать, исходя из собств. представлений о справедливости (Суд 17:6). Не смогли кардинально изменить к лучшему жизнь народа и судьи, вновь и вновь посылаемые Богом для освобождения израильтян, когда те взывали к Нему, оказавшись под чужеземным гнетом (Суд 2:16–23). Угроза Израилю, исходившая от → филистимлян (ср. 1Цар 13:19–22), а также продажность сыновей Самуила послужили поводом к тому, чтобы народ потребовал себе Ц. и, таким образом, отверг владычество Бога (1Цар 8). Господь удовлетворил требование народа, дав ему Ц. (1Цар 8:7,22);

2) Ц. должен был стать наместником и заместителем Бога, водимым Св. Духом (1Цар 10:6; 3Цар 3:8–15). В Законе, даров. евр. народу еще до вступления в Ханаан, учитывалась возможность появления у израильтян Ц. (Втор 17:14–20), при этом особо подчеркивалась обязанность этого Ц. повиноваться Божьим заповедям. Несмотря на предостережения Самуила, первый израил. царь → Саул не смог выполнить этого требования; непослушание Ц. привело к его свержению (1Цар 13:9–14; 1Цар 15:13–23). Преемник Саула → Давид (XI), напротив, был и остался — несмотря на свои прегрешения — человеком по сердцу Божьему (1Цар 13:14; Деян 13:22). Господь даровал Давиду обетование о том, что цар. власть навсегда останется у его потомков (2Цар 7) и из его рода произойдет праведный владыка (→ МессияИисус ХристосИмена Иисуса Христа, III,А) → Царства Божиего (2Цар 23:1–5). Эта надежда продолжала жить и в те времена, когда иудейские Ц. становились все более безбожными, а государство в конце концов было уничтожено (587 г. до Р.Х.). Однако в течение столетий с образом Мессии стало связываться так много ложных (т.е. противоречащих Библии) представлений, что явление Иисуса, ставшее долгожданным исполнением обетования, уже не соответствовало ожиданиям Его современников, и поэтому Он натолкнулся на их неприятие;

3) стабильность Южного, Иудейского, царства контрастирует с частой сменой династий и отдельных правителей в Северном, Израильском, царстве. Хотя призвание Господом Иеровоама I (3Цар 11:29–39) стало возмездием за идолопоклонство Соломона (3Цар 11:33), оно не коснулось обетования, данного Давиду (3Цар 11:36). Условием обещанного Иеровоаму благословения было его личное послушание Богу (3Цар 11:38), но он, как и все его преемники, оказался духовно несостоятельным (3Цар 12:26–33). С этого времени порядок передачи престола от отца к сыну все чаще нарушается в результате заговоров и цареубийств (3Цар 15:27; 3Цар 16:9; 4Цар 15:10,14,25,30). Вероятно, таким образомвершится Божий суд (3Цар 15:29–32; 3Цар 16:11–20), но конкретное поручение такого рода Бог дал только Ииую (4Цар 9:1–13). Представляется, что в случае с Амврием и Фамнием (3Цар 16:16,21) имели место своего рода выборы, осуществленные народом по воле Господа; правивший позднее Менаим отличался жестокостью, бесчестными поступками и идолопоклонством (4Цар 15:16).

II. ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯ

Для народа Божьего Ц. был Божьим → помазанником (1Цар 10:1; 1Цар 16; 3Цар 1:32–35). Помазание должно было свидетельствовать о том, что новый Ц. поставлен Богом и что он получил от Него соотв. дарования. Знаками цар. власти явл. венец и скипетр (Быт 49:10; 2Цар 1:10). Истинные пророки — Нафан (2Цар 12), → Илия (3Цар 21), Михей, сын Иемвлая (3Цар 22:8–12), и др. — вновь и вновь предъявляли земным владыкам требования Господа. Лжепророки же льстили им, как это было, напр., в случае с Ахавом, которого они провоцировали на войну против Рамофа Галаадского (3Цар 22). Отношение неправедных Ц. к богослужению в Иерусалимском храме и к священству в решающей степени определило приговор, который вынес им Бог (3Цар 22:43; 4Цар 16:2–4). Цари Северного царства навлекли на себя проклятие (3Цар 16:2) тем, что продолжали поклоняться изображениям тельца, которые Иеровоам I установил в Вефиле и Дане (4Цар 17:21–23; ср. 3Цар 12:28–32). Но еще губительнее оказалось идолопоклонство, в котором были повинны и иуд. Ц. — Ахаз, Манассия, Амон (4Цар 16:1; 4Цар 21:1). → Высота.

III. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЦАРЯ

Израил. Ц. (см. статьи по именам отдельных Ц. и хронологич. таблицы) были предводителями войска во время войны (1Цар 12:2). Однако Давид нередко отправлял в поход только своего военач., а сам оставался в Иерусалиме (2Цар 10:7; 2Цар 11:1). В руках Ц. находилось управление страной. Он был верховным судьей (3Цар 3:9); в его пользу взимались подати (1Цар 8:14–17; → Подати). Для сбора податей Соломон назначил в уделы десяти колен Израилевых (уделы Иуды и Симеона не названы) 12 приставников, подчиненных одному начальнику (3Цар 4:7–20). Кроме них, цар. службу несло множество других чиновников и военачальников различного уровня (см. 2Цар 8:15–18; 2Цар 20:23–26; 3Цар 4:1–6; 1Пар 27:25–34 и соотв. статьи); их содержание обеспечивалось за счет податей, взимаемых с населения, а иногда и прямых экспроприаций (1Цар 8:14–22). кроме того, Ц. мог привлекать израильтян к оброчным работам. Иногда в Библии говорится о совещат. или согласит. функциях → старейшин (3Цар 12:6) или собрания израильтян (1Пар 13:1–4), однако нет никаких сведений об ограничении цар. власти или контроле над ней.

IV. ЦАРИ, ПРАВИВШИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЗРАИЛЯ

Помимо Ц. Израиля в Библии упоминаются Ц. других стран и областей, обладавшие высшей, неогранич. властью:

1) правители великих держав: в → Египте — → фараон; в → Ассирии — → Феглаффелласар, → Салманасар, → Саргон, → Сеннахирим, → Асархаддон, → Аснафар; в → Вавилонии — → Меродах-Валадан, → Навуходоносор, → Евилмеродах, → Нергал-Шарецер, → Валтасар; в → Персии — → Кир, → Дарий, → Артаксеркс; а также → Александр Македонский, Кесарь;

2) правители малых царств: месопотамские Ц., современники Авраама (Быт 14:1), → Ог, Ц. васанский, и → Сигон, Ц. есевонский (Втор 29:7); месопотамский Ц. → Хусарсафем (Суд 3:8); арам. (сир.) правители → Разон, → Венадад, → Азаил, → Рецин, → Адраазар (2Цар 8:3), → Фой (ст. 9), Ц. → Маахи (2Цар 10:6), → Фалмай (2Цар 3:3), Ц. → Емафа и → Арпада (4Цар 19:13). Из Ц. племен упоминаются → аммонитянеНаас (1Цар 12:12), → Аннон (2Цар 10:1) и → Ваалис (Иер 40:14); → моавитяне → Валак (Чис 22:4), → Еглон (Суд 3:12) и → Меша (4Цар 3:4), а также цари → Эдома (Быт 36:31–39). Аравийские Ц., видимо, были не более чем вождями племен: → мадианитяне Зевей и Салман (Суд 8:12), → амаликитянин Агаг (1Цар 15:8), кедарянин → Гешем. Набатей → Арета IV (2Кор 11:32), напротив, обладал значит. властью;

3) еще менее влият., чем Ц. племен, были Ц., правившие отдельными городами. Особняком среди них стоят → финикийцыХирам и → Ефваал, которые благодаря своим обширным торг. связям добились значит. международного влияния. Филистимские князья также в некоторых случаях названы Ц., напр. → Авимелех, Ц. герарский, → Анхус, Ц. гефский, и Ц. Газы (Зах 9:5). Среди многочисл. Ц. ханаан. городов упоминаются → Мелхиседек и пять Ц., чьи владения располагались в районе Мертвого моря (Быт 14:2) — все они были современниками Авраама; говорится также о → Емморе, Ц. Сихема, современнике Иакова, кроме того, о Ц. Арада (Чис 21:1), о Ц., побежденных Иисусом Навином (Нав 12:9–24), и о → Иавине (2);

4) о Ц., правивших в период между ВЗ и НЗ. → Маккавеи; о Ц., правивших в новозаветную эпоху, → Ирод Великий, → Архелай, → Ирод Антипа, → Ирод Агриппа I и Ирод Агриппа II.


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Никифора Нюстрема Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter