Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Блаженный

Блаженный

Блаженный [еврейское ашре; греческое макариос, букв. «счастливый»].

I.: 1) это слово употребляется в Библии по отношению к человеку, которого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова «блаженный» мы находим в ВЗ в выражении «блажен муж, который...» или «блажен тот, кто...» (Пс 1:1; Пс 2:12; Пс 31:1; Притч 3:13; Иов 5:17). в Синодальном переводе НЗ слово макариос чаще всего передается как «блажен», но иногда переводится по-другому, напр. «счастливый» (Деян 26:2);

2) в ВЗ считается счастливым тот человек, которого Господь благословил полнотой жизни, земными благами (Иов 29 и след.; Пс 126:3–5), а главное — радостью непосредственного общения с Богом. Поэтому благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным (Пс 1:1; Пс 40:1; Пс 118:1; Пс 127:1). Блаженными именуются и все, уповающие на Бога (Пс 2:12; Пс 32:12; Пс 39:5; Пс 83:6,13; Пс 111:1; Притч 16:20; Ис 30:18). Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу (Пс 31 и след.; Пс 32:12; Пс 64:5; Пс 143:15), то этот народ блажен (ср. также Пс 83 и след.; Пс 88:16; Пс 145:5). Блажен и тот, кого Бог наказывает (Иов 5 и след.; Пс 93:12), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения;

3) в НЗ спасение и блаженство неразрывно связаны с Царством Божиим, путь в которое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения (Лк 14:15; Откр 19:9). След., блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово (Мф 16:17; Мф 24:46; Лк 1:45; Лк 11:28; Откр 1:3), кто верит в Него (Ин 20:29) и не соблазнится о Нем (Мф 11:6). Особенно призваны радоваться Царству Божию нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду (Мф 5 и след.; ср. Лк 6 и след.); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными (Мф 13:16; Лк 10:23). Ср. также → Заповеди блаженства.

II. Блаженный — «спасенный» от глаголов, означающих «спасать», — евр. йаша, греческое содзеин:

1) в ВЗ встречаются пророчества, с особой ясностью указывающие на грядущего «раба Божия», Мессию и Спасителя: Ис 42:1–4; Ис 49:6; Ис 53:5, Который призван принести спасение и блаженство всему человечеству;

2) в НЗ «спасение» и «избавление» часто связаны с освобождением от болезни, смерти, одержимости и проч.; но наряду с этим в Евангелиях, а особенно в Дeян и в посланиях, главное основание блаженства — это спасительный подвиг Иисуса Христа, избавление от власти греха и смерти, избавление от вечного осуждения и дарование вечного спасения и → жизни (1Фес 4:17; 1Пет 1:4; Откр 21:1; Откр 22:1);

3) спасение и блаженство даруются верующему Богом через Иисуса Христа (Мф 18:11; Лк 19:10; 1Кор 1:21; 2Тим 1:9). При этом люди, как посланники Божьи, могут быть посредниками Божественного спасения (Рим 11:14; 1Кор 9:22; Иак 5:20; ср. 1Кор 7:16), но только следуя вере и спасительному учению (Иак 1:21), человек может достичь спасения и стать блаженным (спасенным). В выражениях «стать блаженным», «быть спасенным», «достичь спасения», «дать спасти себя» слово «блаженный» относится исключительно к людям, принимающим Голгофскую жертву и следующим учению Иисуса Христа. Они оказываются спасенными от порчи преходящего «мира сего» и осознают себя вступающими в «грядущий век» — в новую эпоху спасения, начавшуюся с явления Иисуса Христа. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:17). «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых [­блаженных] — сила Божия» (1Кор 1:18). → СпасениеИскуплениеПрощение.


* * * * *
В других словарях: Никифора Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter