Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Бог

Бог

Библия повествует о деяниях Божьих — прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.

I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА

А. Бог сотворил «небо и землю» (Быт 1:1) «и все, что на них» (Откр 10:6), «человека», «мужчину и женщину» (Быт 1:27). Он сотворил «мир» (Деян 17:24), «человека и животных» (Иер 27:5) и «все» устроил (Евр 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Пс 88:38), Он благословил животных (Быт 1:22) и людей, особо выделив тех, кто должен был служить Его Промыслу, — Ноя (Быт 9:1), Ав-раама (Быт 12:2), Исаака (Быт 25:11), Иакова (Быт 35 и след.). В частности, Божье благословение выразилось в умножении числа их потомков (Быт 26:22; Втор 1:10). Бог дал людям пищу (Быт 1:29,30; Быт 9:3), одежду (Втор 10:18; ср. Мф 6 и след.), детей (Быт 33:5; Пс 126:3), землю (Втор 26:9), имущество (Екк 5:18) и успех (Быт 39:3,23).

Б. В подобных деяниях «Бог неба и земли» (Быт 24:3,7; Езд 5:11), Вседержитель (Иов 33:4; Откр 11:17) являет Свое всемогущество (Быт 28:3; Быт 48:3): «Он творит все, что хочет» (Пс 113:11), для Него «нет ничего невозможного» (Иер 32:17; Лк 1:37) — воистину «Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр 11:19), но при этом Он «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22:32). В отличие от «богов», «которые не сотворили неба и земли» (Иер 10:11), Он — живой Бог (Втор 5:26; 4Цар 19:4; Пс 41:3; Деян 14:15; 1Фес 1:9), «присносущий» (т.е. существующий вечно) (Дан 6:26; ср. Быт 21:33; Ис 40:28; Рим 14:25), и поэтому Он — «единый истинный Бог» (Ин 17:3; 1Фес 1:9; ср. 1Ин 5:20), «великий, сильный и страшный», «Бог богов и Владыка владык» (Втор 10:17; ср. Пс 85:10; Пс 94:3; Пс 95:4), «всевышний» (Пс 46:3; Ис 14:14; Деян 7:48). И «все воинство небесное» (Втор 4:19), обожествляемое язычниками (4Цар 23:5; Соф 1:5) и также подвластное Ему, славит Его и возносит к Нему молитву (Неем 9:6; Лк 2:13,14), поскольку Он сотворил его (Быт 2:1; Пс 32:6; Ис 40:26): «Господь Саваоф [т.е. Владыка воинств] — имя Ему» (Иер 31:35; ср. Пс 88:6–9), «Господь всей земли» (Нав 3:11).

В. Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все «угодное» Ему и «предначертанное» Им (Ис 44 и след.; Ис 46:10,11; ср. Иов 37:5; Ис 22:11). Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать: «Я сделаю, и кто отменит это?» (Ис 43:13). Этот принцип одинаков и для сотворенного мира, и для «новой твари» (2Кор 5:17): «И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор 12:6), а именно «в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф 1:19; Еф 3:20; 1Фес 2:13). «Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13; ср. Деян 19:11; Кол 1:29); «мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела...» (Еф 2:10), но, как сказал Сам Иисус: «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5).

II. ПОВЕЛИТЕЛЬ

В ВЗ Бог предстает Повелителем прежде всего во взаимоотношениях с человеком как со Своим партнером по Завету.

А. Когда в Библии говорится о Божьих повелениях, то, как правило (кроме Пс 32:9; Пс 148:5), речь идет о повелениях, данных Им человеку: «И заповедал Господь Бог человеку...» (Быт 2:16; ср. Быт 2:17). В Исх 19 есять заповедей названы «словами, которые заповедал ему [народу] Господь»; ср. Исх 34:10; Втор 4:5; Мф 15:4. Пророкам Бог повелевает говорить те слова, которые Он Сам вкладывает им в уста (Иер 26:2; ср. Пс 118:15; Иер 43:1; Деян 10:33). Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в 2Цар 16:11; ср. 4Цар 18:25; «будешь делать все, что Я повелел тебе» (2Пар 7:17; см. Иер 1:7). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии: «О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь...» (Мих 6:8; ср. Втор 10:12,13).

Б. На вопрос, в какой форме Бог являет человеку Свою волю, Библия дает несколько ответов:

1) в ВЗ наряду с формулой «И пришел Бог, и сказал» (Чис 22:9), которая может дополняться словами «ночью» и «во сне» (Быт 20:3; Быт 31:24), часто встречается формула «И явился Бог [Господь], и сказал» (Быт 12:7; Быт 17:1; Быт 26:2; Быт 35:9; Быт 48 и др.), также с добавлением слов «ночью» (Быт 26:24; 2Пар 1:7) и «во сне» (3Цар 3:5). Вместо «Бог пришел» в Библии часто встречается выражение «было слово Господа» (2Цар 7:4; 2Цар 24:11; 3Цар 16:1; 3Цар 17:2; 3Цар 19 и др.), относящееся, кроме 3Цар 6:11, исключит. к призванию пророков, ср. Иер 1:2; Иез 1:3; Ос 1:1; Иоиль 1:1; Иона 1:1; Мих 1:1; Соф 1:1; Зах 1 и др.;

2) в НЗ автор Послания к евреям, хорошо знавший ВЗ, говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» (Евр 1:1,2). Это подтверждает евангелист Иоанн: «Слово было Бог...», «Слово стало плотию и обитало с нами...» (Ин 1:1,14; ср. 12:49,50).

В. Являя подобным образом людям Свою волю, Бог одноврем. предупреждает их о том, что теперь они состоят с Ним в особых отношениях: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами...» (Быт 9:9; ср. Быт 6:18). О том, что это означает, подробно говорится в повествовании о Божьем завете с Авраамом (Быт 17:1–14): «...Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя»; «соблюди завет Мой...». Соотв. фраза звучит и при заключении завета на Синае: «Я Господь, Бог твой» (Исх 20:2). Для поддержания особых отношений с Богом необходимо выполнять Его условия: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» (Исх 19:5). О подобных отношениях партнерства постоянно говорится в Библии, особенно там, где речь идет о Божьем завете: вы «будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез 36:27), «будете Моим народом, и Я буду вашим Богом». Так же будет и при «новом завете» (Иер 31:31 и след.), только теперь Бог раз и навсегда утвердит его смертью Своего Сына (Еммануил — «с нами Бог», см. Мф 1:23): «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк 22:20). И здесь Божье обетование также сопровождается заповедью людям: «Итак идите ... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века...» (Мф 28 и след.).

III. СТРАЖДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ

Таким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам.

А. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеч. непослушания; в рассказах об Адаме и Каине это не было еще четко сформулировано. Фраза о страдании Бога, звучащая почти шокирующе, т.к. не соответствует человеч. представлениям о Боге, впервые встречается в Быт 6 и далее часто звучит в Библии: «и восскорбел в сердце Своем». «Бог с небес призрел на сынов человеческих» (Пс 52:3), Он «увидел, что велико развращение человеков на земле» (Быт 6:5); Он «есть Бог ведения» (1Цар 2:3), и от Него не скроются человеч. грехи (Пс 68:6). Он сетует: «Но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня» (Ис 43:24). Слово, ставшее «плотию» (см. выше, п. II,Б), Иисус, говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф 26:38); «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:44).

Б. Страдая от человеч. грехов, Бог никого «не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов...» (Чис 14:18), потому что Он — «Бог ревнитель» (Исх 20:5; ср. Наум 1:2) и даже — «огонь поядающий» (Втор 4:24; Евр 12:29). «Он Бог святой» (Нав 24:19; ср. Ис 6:3; Откр 4:8); Его присутствие заставило Исаию воскликнуть: «Горе мне! погиб я!» (Ис 6:5). То, что было испытано Исаией (Ис 6:7), что непостижимым образом обретено Иовом (см. Иов 9:13 с Иов 42 и след.), что воспето в псалме: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс 102:9,10) и что проповедано с обетованием в Ис 53:5: «...наказание мира нашего было на Нем», исполнилось наконец в Том, Кто был «сделан грехом вместо нас» (2Кор 5:21, пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) и «умерщвлен» (1Пет 3:18). «Дитя», Которое Бог наказал за всю «вину отцов» (ср. Исх 20:5), — Его собственный Сын, «не пощаженный Им», а «преданный» за всех нас (Рим 8:32).

В. Бог совершил это, «дабы нам получить усыновление» (Гал 4:5): «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин 3:1); «...вы ... приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче» (Рим 8:15). Ведь такова была Божья воля, явленная еще в ВЗ: «Ты будешь называть Меня отцом твоим» (Иер 3:19); «...ибо Я — отец Израилю...» (Иер 31:9; ср. Втор 32:6; Мал 2:10; 2Кор 6:17,18). И пусть даже «...кого любит Господь, того наказывает», Он все равно «благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч 3:12; ср. Евр 12:6), и «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс 102:13). Ведь «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс 102:8; ср. Исх 34:6). И с тех пор как пришел Тот, о Ком было сказано: «Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс 129:8; ср. Мф 1:21; Ин 8:36), непреложным стало исповедание: «Ты, Господи, — Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» (Ис 63:16).

IV. ТРИЕДИНСТВО

А. Вера в единого Бога утверждается как в ВЗ (Втор 6:4), так и в НЗ (ср. 1Кор 8 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах — Отце, Сыне и Св. Духе. Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов (Мф 28:19). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как Рим 14:17,18; Рим 15:16,30; 1Кор 12:4–6; 2Кор 1:21,22; 2Кор 13:13; Еф 1:17; Еф 2:19–22; Еф 3:5–7,14–17; Тит 3:4–6; 1Пет 1:2; Евр 9:14; Ин 20:21, то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом «трезвучии» деяний и сущности Бога. При этом речь идет, конечно, не о различных Богах и не о трех формах проявления четвертого, скрытого за Ними Божеств. существа, а о различных ипостасях, в которых существует и творит единый Бог. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библ. послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеч. разуму тайна, которую «не видел ... глаз, не слышало ухо» и которая «не приходила ... на сердце человеку» (1Кор 2:9). Т.к. исповедание веры в триединство Бога облечено в человеч. слова, за которыми всегда стоят определ. представления, то становится понятно, почему именно по этому вопросу наблюдаются значит. расхождения. Тем более, что в Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божеств. сущности Отца, Сына и Св. Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библ. свидетельств в их совокупности. → молитвы как к Богу (Откр 5:8–14). К Нему устремлена вера в Бога (Ин 14:1), поэтому Фома исповедует: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28). → Иисус Христос.

В. Библия свидетельствует о Божеств. сущности как Сына, так и Св. Духа: «Бог есть дух» (Ин 4:24). Это свидетельство есть не только в НЗ, но и в ВЗ, где уже в Быт 1 говорится: «И Дух Божий носился над водою». Если в Библии говорится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. 1Цар 10:10; 1Цар 16:13; ср. Ис 59:21; Иез 11:5), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его. Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух (Ис 48:16). В 2Кор 3:17 сказано: «Господь есть Дух». Человек, в котором живет Божий Дух, — это храм Божий, а значит, в нем живет и Сам Бог (1Кор 3:16,17; 1Кор 6:19). Человек, оскорбивший Св. Духа (Еф 4:30) или солгавший Ему, солгал Самому Богу (см. Деян 5:3,4). Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (1Кор 12:11). Только Св. Духом возможно исповедовать Отца и Сына. Он именуется одноврем. Духом Божьим и Духом Христовым (Рим 8:9). Духом Христовым были исполнены речи не только апостолов, но и пророков (1Пет 1:10,11). О Духе Св. говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа (Ин 14:16,26) и что Он послан Христом от Отца (Ин 15:26); через Него Бог возрождает человека (Ин 3:5; Иоиль 2:28); «Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия» (Рим 5:5), Св. Духом Бог водит верующих (Гал 5:18), в Нем — основа жизни и поступков сынов Божьих (Рим 8:14).

Г. Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных ипостасях; в каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти ипостаси все же отличны друг от друга и находятся в определ. взаимоотношениях. Важнейшие свидетельства по этому вопросу можно найти в символах веры древней Церкви.


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Никифора Нюстрема Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Бобы