Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Богослужение

Богослужение

СУЩНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Смысл и назначение любого Б. заключаются в общении Бога со Своим народом, Господа со Своей Церковью, обновляющейся и укрепляющейся в Б., дабы Божья воля вершилась на земле через посредство людей (Мф 6:9,10), «к похвале славы Его» (Еф 1:12). Поэтому ап. Павел говорит о «разумном (бого)служении» (логикен латрейан, Рим 12:1) христиан, приносящих в живую и святую жертву Богу свои тела, т.е. себя полностью. В Б. выражается благодарность людей Богу за уже дарованные блага и просьба о совершении новых благих деяний. Именно в этом заключается смысл Б. Но сознание христианина не может мириться с тем, что Б. иногда сводится исключит. к внешним формам. «Послушание лучше жертвы» (1Цар 15:22), т.к. Господь не дал Своему народу никаких конкретных предписаний относит. того, как совершать жертвоприношения, но заповедал: «Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Иер 7:22,23). В сущности, Б. необходимо в первую очередь человеку, а не Богу, т.к. Он, дающий всему жизнь и дыхание, ни в чем не нуждается и «не требует служения рук человеческих» (Деян 17:25).

БОГОСЛУЖЕНИЕ В ПЕРИОД ДО ПРИЗВАНИЯ МОИСЕЯ

В повествовании о временах патриархов упоминаются жертва «от первородных стада» (Быт 4:4), благодарств. жертва (Быт 8:20) и возлияние (Быт 35:14). Говорится также о призывании имени Господа (Быт 4:26; Быт 12:8) и о приношении десятины (Быт 14:20; Быт 28:22). Если богослужебные деяния Каина находились в полном противоречии с его душевными помыслами (Быт 4:3,5–7), то у Авраама они находились в полной гармонии (Быт 22:1–18).

БОГОСЛУЖЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН ПОСЛЕ ДАРОВАНИЯ ЗАКОНА

1) порядок ветхозаветных Б. был заповедан Самим Богом на горе Синай. Ежедневные жертвоприношения (Чис 28:3–8) дополнялись особыми Б., совершавшимися в → субботу, в день новолуния, в великие ежегодные праздники (Чис 28Чис 29:39), в → субботний (Лев 25:1–7) и → юбилейный годы. Этот порядок стал основой всей жизни израильтян. Центром Б. было святилище, → скиния или → храм с находящимся в нем → ковчегом завета. Здесь совершали службу → священники и → левиты; в Б. (прежде всего во время праздников) участвовала вся израил. община (→ Церковь, собрание, община, I,2) (Втор 16:16; ср. 1Цар 1:3–5; Лк 2:41,42);

2) началом ветхозаветного Б. стало обнародование Моисеем Закона (Исх 24:7,8; Исх 25:1,2 и др.), однако чтение Закона не стало постоянной частью Б. В конце своей жизни Моисей повторно возвестил народу Закон (Втор 1:3). После него это делали Иисус Навин (Нав 24:25), священники, левиты, князья и пророки во времена Иосафата (2Пар 17:7–9) и Иосии (4Цар 23:2), а также Ездра (Неем 8:1–8), однако происходило это лишь в решающие моменты истории Израиля и, согласно завещанию Моисея, в субботний год во время праздника Кущей (Втор 31 и след.). Регулярного обращения к Закону в ветхозаветном Б. не было, но заменой ему служили публичные проповеди пророков (Иер 2:1,2; Иер 7:1,2) и чтение пророч. речей в храме (Иер 36:1–10);

3) в центре Б. находилась → ЖЕРТВА. Жертвы курения (Исх 30:7,8), всесожжения, бескровные жертвы и возлияния, благодарственные жертвы и жертвы за грех предписывалось приносить ежедневно, а также во время праздников (Чис 28:1; Чис 29:1). За жертвоприношением, сопровождавшимся в праздничные дни звуками труб, следовало благословение (Лев 9 и след.; Чис 6:22–27). Жертвы приносились царями (3Цар 3:4), народом (2Пар 15:11) или отдельными людьми (Лев 1–5). За исключ. жертвы всесожжения (Втор 12:27) и жертвы за грех (Лев 4:11,12), обряд жертвоприношения обязательно включал в себя СВЯЩЕННУЮ ТРАПЕЗУ, в которой участвовали принесшие жертву (1Цар 9:13,19,22–24). Она символизировала единение сотрапезников с Богом, что особенно ярко проявлялось в пасхальной трапезе (Исх 12:3–13). Израильтяне должны были с радостью съедать перед Господом Богом свои благодарств. жертвы и жертвы, принесенные по обету в виде добровольных приношений (Лев 7:15–18; Втор 12:5–7,11,12,27), десятин (Втор 14:22–27) и первородных мужского пола от крупного и мелкого скота (Втор 15:19,20);

4) радость Б. находила свое выражение в → ТАНЦЕ (Пс 86 — в Синодальном переводе — «играющие»; Пс 149 — в Синодальном переводе — «с ликами»; Пс 150 — в Синодальном переводе — «с ликами») и в ПЕСНОПЕНИЯХ левитов, сопровождавшихся игрой на духовых, ударных и струнных инструментах (1Пар 16:42; 2Пар 5:12,13; Пс 80:3,4). Традиц. хвалебным и благодарств. был псалом Давида «Славьте Господа» (1Пар 16:7–36; 2Пар 20:21; ср. Неем 11:17). В книге Псалтирь довольно часто встречаются указания к исполнению псалмов в храме (см. Пс 4:1; Пс 9:1; Пс 21:1; Пс 38:1; Пс 52:1; ср. также, напр., Авв 3:19). Левитские певцы и музыканты могли «провещавать» (1Пар 25:1; ср. 2Пар 20:14), т.е. сочинять, псалмы (Пс 45:1; Пс 49:1; Пс 87 и др.), а также исполнять их в храме;

5) за искл. славословия левитов, → МОЛИТВА произносилась только в особых случаях, как, напр., молитва Соломона при освящении храма (3Цар 8:22–53) или молитвы Иосафата (2Пар 20:5–12) и Езекии (2Пар 30:18–20). → ПОСТ также был предписан только в день искупления (Лев 23:27), позднее, в вавил. плену, отмечались дни памяти разрушения Иерусалима (Зах 7:3–5; Зах 8:19);

6) величие храма и Б. (Пс 25:6–8; Пс 26:4; Пс 64:5; Пс 83:2–5,11), радость по поводу «восхождения» народа перед своим Богом (Пс 121:1–4) неоднократно воспеваются в псалмах. «Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его» (Пс 95:6; ср. 1Пар 16:27). Этим объясняется тоска и томление людей, оказавшихся вдали от святилища (Пс 41 и след.; Пс 42 и след.; Пс 62 и след.), и печаль псалмопевца по поводу разрушения храма (Пс 73:3–7).

СИНАГОГАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

В позднем иудаизме появилась новая форма Б. — синагогальное (→ Синагога), восходящее, предположит., ко времени вавил. плена. В то время как служение в храме обретало все большее великолепие и полноту (ср. Сир 50:1–23), в синагоге особое значение придавалось тому, чего евреям так не хватало: чтению и толкованию Свящ. Писания (ср. Лк 4:15–27) и общей молитве, участвовать в которой мог любой израильтянин; только право благословлять оставалось исключит. за священниками и левитами. После разрушения храма в 70 г. по Р.Х. центром иуд. богослужения стала синагога.

НОВОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

1) будучи евреем, ИИСУС участвовал в Б. Своего народа как в храме (Лк 2 и след.), так и в синагоге (Мк 1:21,22; Ин 18:20), а также поучал народ вне молитв. зданий (Мк 7:14–16). Но лишь Своих учеников Он поучал откровенно, не прибегая к иносказаниям (Мф 16:21; Мф 17:22,23; Мф 20:17–19; Мк 4:34; Мк 7:17–23; Ин 13Ин 16:33). Он резко выступал против показной молитвы (Мф 6:5), советуя лицемерам уединяться при обращении к Богу; Сам же Он мог молиться в присутствии Своих учеников, тем самым научая их истинной молитве (Мф 11:25,26; Ин 17). Иисус принял → крещение (Мф 3:13–17) и заповедал креститься Своей Церкви (Мф 28:18–20); Он совершил со Своими учениками Тайную Вечерю и предписал Церкви повторять ее (1Кор 11:23–26). Во всем этом видна Его связь с древними традициями ветхозаветной Церкви, которые, тем не менее, наполняются новым содержанием и трансформируются изнутри;

2) соответствующее переходное состояние характерно и для ОБЩИНЫ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН в Иерусалиме. Уча и благовествуя, верующие каждый день посещали храм (Деян 2:46; Деян 3:1; Деян 5:42), «пребывали в притворе Соломона», и никто из посторонних не решался присоединиться к ним. Жертвоприношения они совершали только в исключит. случаях (Деян 21:26; Деян 24:17,18). И в повседневной жизни они тесно общались друг с другом (Деян 2:44; Деян 6 и след.), совершали в домах → Вечерю Господнюю, вероятно, по окончании основной трапезы (Деян 2:42,46) и вместе молились (Деян 4:31; Деян 12:12). Крещение могло совершаться как при стечении народа (Деян 2:41), так и в присутствии всего нескольких христиан (Деян 10:45,48). Крестить мог один благовестник или апостол (Деян 8:36–38; Деян 16:33). Наряду с ежедневными собраниями (см. Деян 17:11; Деян 19:9) первый день недели, день воскресения Иисуса (Мк 16:9), позднее стал упоминаться как день, отведенный для совершения Вечери Господней, проповеди (Деян 20:7,11) и сбора пожертвований (1Кор 16:2);

3) СУЩНОСТЬ НОВОЗАВЕТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ заключена в словах Иисуса о том, что Отец ищет Себе таких «поклонников», которые будут поклоняться Ему в → Духе и → истине (Ин 4:23,24). Б. в Церкви руководит Сам Господь посредством Своего Духа, «а где Дух Господень, там свобода» (2Кор 3:17). Но свобода исключает поверхностное или формальное служение; она также ни в коем случае не означает господства бесконтрольного чувства или экстатического хаоса (1Кор 14:33). Б. должно проходить благочинно, т.к. «духи пророческие (→ Пророк) послушны пророкам». Ап. Павел указывает на необходимость строгой последовательности в исполнении псалмов, в поучении, в «говорении языками», в истолковании сказанного, а также в → пророчествах. Если же во время ч.-л. пророчества Господь дарует другому человеку новое откровение, то первый должен умолкнуть и дать возможность говорить другому. Павел разделяет молитвы, которые могут быть соединены с → постом и → возложением рук (Деян 13:2,3), на «молитвы умом» (т.е. сказанные понятными словами) и на «молитвы духом» (глоссолалии; 1Кор 14 и след.). Подобное же различие он проводит между псалмами (псалмой) и славословиями (гюмной; отрывки из них сохранились, напр., в Еф 5:14; 1Тим 3:16), с одной стороны, и «духовными песнопениями» (одай пнеуматикай; Еф 5:19; Кол 3:16) — с другой; под последними, вероятно, подразумеваются песнопения на «иных языках». → Учение и наставление, составляющие главную часть Б., должны быть основаны на Свящ. Писании (Деян 17:2; Деян 18:28; Рим 15:4; 2Тим 3:16) и на словах Иисуса Христа (1Тим 6:3); к чтению Писания (1Тим 4:13) добавляется чтение посланий церквей (Деян 15:30,31) и апостольских посланий (Кол 4:16; 1Фес 5:27). Не позволяя женщине публично поучать общину (1Тим 2:12; но ср. Тит 2:3–5), ап. Павел, очевидно, не отказывает ей в праве совершать молитву и пророчествовать (1Кор 11:5). Повеление женщине молчать (1Кор 14:34,35), видимо, подразумевает запрет вмешиваться в чужой разговор или перебивать проповедника вопросами во время

БОГОСЛУЖЕНИЕ НА НЕБЕСАХ

Б. на земле — это отображение Б. на небесах (→ Небо, небеса). Ветхозаветное жертвоприношение служило «образу и тени небесного» (Евр 8:5). Христос «со Своею Кровию однажды вошел во святилище [в самое небо] и приобрел вечное искупление» (Евр 9:11,12,24). Ангелы — «суть служебные духи» (лейтургика пнеумата; Евр 1:14); серафимы славят Бога (Ис 6:2–4); хвала и благодарение воспеваются Богу на небесах (Откр 4:8–11; Откр 5:8–14; Откр 7:9–12; Откр 11:15–19; Откр 14:1–3; Откр 15:2–4).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter