Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Авраам

Авраам

Авраам [еврейское Аврахам].

I. Имя патриарха первоначально звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам — «(мой) отец возвышен», причем под словом «отец» может подразумеваться Бог. В Быт 17:5 Авраам истолковывается как «отец множества» [еврейское ав-хамон]. Имеются подтверждения существования этого имени на Бл. Востоке во II тысячел. до Р.Х.

II. Согласно данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением Авраама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; Быт 25:26; Быт 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках Авраама в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными ист. личностями. Археол. находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают некоторый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религ. представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни Авраама в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой половиной II тысячелетия до Р.Х.; Авраам жил примерно с 2000 до 1800 г. до Р.Х.

III. Авраам был сыном Фарры из рода Сима. У Авраама были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след.). Жена Авраама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него не было детей, была его сводной сестрой (Быт 20:12). Фарра вместе с Авраамом, Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан. На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Оттуда в возрасте 75 лет Авраам последовал дальше, к первоначальной цели своего странствования, Ханаану (Быт 12:4). По словам Стефана (Деян 7:4), это произошло после смерти Фарры.

IV. Авраам отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт 12:1–3), который вывел его из Ура Халдейского (ср. Быт 15:7; Неем 9 и Деян 7:2–4). Призывая Авраама, Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем — «все племена земные» (Быт 12:3). Вероятно, Авраам следовал из Харрана через Дамаск (примечат., что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За искл. Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидетельствует о том, что его отец Фарра умер в Харране. Но и в Ханаане Авраам не обрел постоянного места жительства (→ Шатер). Он располагает свой стан в Сихеме (Быт 12:6), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю. После этого Авраам отправляется в местность, расположенную между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет. Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру. Возвратясь на юг Ханаана, Авраам вновь отправляется в Вефиль (Быт 13:1,3). Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, которую тот сам выбрал. Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение Аврааму и его потомкам всю Ханаанскую землю, и Авраам располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне. Авраам заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13). Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, Авраам освобождает его. Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и Авраам отдает ему десятину от своей воен. добычи (Быт 14).

V. Авраам получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисл. потомство. Авраам поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (Быт 15 и след.). Обещание дать землю заверяется торжественным заключением завета между Богом и Авраамом. Авраам пытается собственными усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельств. тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2); таким образом, когда Аврааму было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16 и след.). Через 13 лет (Быт 17 и след.) Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, которая с этого времени должна именоваться Саррой («княгиня/госпожа»), будет наследником Авраама. При этом Авраам принял знамение завета — обрезание, и Бог изменил его имя на «Авраам» (ср. I). Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества Авраама Лот был спасен (Быт 18). Авраам уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом (Быт 20). Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Потом у столетнего Авраама родился сын Исаак. По просьбе Сарры и Божьему повелению Авраам отослал Агарь и Измаила прочь (Быт 21:1–21). В Вирсавии («колодец клятвы») Авраам заключил союз с герарским царем Авимелехом и еще долгое время оставался в этих местах. Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака. Авраам повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17–19). В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончат. подтверждает все обетования, данные Аврааму, который вновь возвращается в Вирсавию (Быт 22).

VI. Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, Авраам купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там (Быт 23). Описание этого события напоминает по ф-ме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой (→ Деньги). Этот участок был единственной земельной собственностью, приобретенной Авраамом. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, получ. во владение праотцем израильтян. После смерти Сарры, когда Аврааму было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (см. IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников Авраама жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Елиезер нашел в городе Нахора (Быт 24:10), располож. вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой. Впоследствии Авраам взял в жены Хеттуру, которая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25 и след.). Всех своих наложниц (и их сыновей) Авраам отослал прочь. Авраам умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле.

VII. У Авраама было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; Быт 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23,27). Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к «князю Божию» (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; Быт 21:22–32). Учитывая происхождение и богатство Авраама, можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена Авраама. Не исключено, что письм. свидетельства людей из окружения Авраама могли стать источником для книги Бытие (→ Пятикнижие Моисея).

VIII. Господь избрал Авраама быть родоначальником Израиля (Быт 12:2; Быт 17:4–8; Ис 51:2), Божьего народа среди проч. народов. На это избрание Авраам отвечает послушанием (Быт 12:4) и верой (Быт 15:6; Евр 11:8), являя пример для всех верующих (ср. Гал 3:29; → Жилище, III). Вера Авраама подвергается небывалому испытанию, и он становится «другом Божиим» (Ис 41:8; Иак 2:23) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал 3:6–14; Евр 11:8–19; Иак 2:21–24). → Праотец, патриарх.


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Авнан
Авран →