Вавилон | Библейская энциклопедия Брокгауза

Вавилон

Вавилон
В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Название «Вавилон» [еврейское Бавель] впервые встречается в связи с образованием царства Нимрода (Быт 10:10), а затем упоминается в рассказе о строительстве башни (Быт 11:9). При этом название города связывается со значением «смешивать», «рассеивать». Еврейское слово бавель и греческое/латинское Бабилон восходят к вавилонскому баб-или, которое, в свою очередь, является переводом шумерского названия кадингир-ра, что означает «врата Бога». В ВЗ, уже в рассказе о строительстве башни, Вавилон становится олицетворением могущественной силы, противной Богу. Вавилоская башня – предостерегающий символ человеческой гордыни, следствием которой стало смешение языков и рассеяние народов. Согласно вавилонскому преданию, город был основан богом Мардуком и разрушен царем Саргоном около 2350 года до Р.Х. И хотя в результате археологических раскопок не было получено доказательств существования на месте Вавилона города до 1800 года до Р.Х., из вавилонских преданий следует, что на этом месте все же находился священный город. В тексте, датируемом учеными приблизительно 2250 годом до Р.Х., описывается восстановление в Вавилоне башни-храма (зиккурата). В этой эпопее, которой было дано название «строительство Вавилонской башни», говорится о башне (мигдоле), которая должна была стать символом города и исповедуемой в нем религии. Из Быт 11:8 можно сделать вывод, что ни сама башня, ни город не были достроены и что башня представляла собой ступенчатый храм, многоэтажный зиккурат. Впервые подобное строение было воздвигнуто в Вавилонии в начале III тысячелетия до Р.Х. на сооруженной рядом с главным храмом низкой платформе, на которой находилась целла божества. Согласно Шарр-кали-шарри, следующие упоминания о вавилонском зиккурате связаны с его восстановлением царем Асархаддоном (681-669 года до Р.Х.). Шумерское название зиккурата – «Этеменанки» («Дом, являющийся основанием неба и земли, верхушка которого достигает неба»). Он был соединен с храмом Мардука. Это строение сильно пострадало при нашествии Синаххериба (библейский Сеннахирима) в 689 году до Р.Х. и во время войны 652-648 годов до Р.Х., но затем было восстановлено Навуходоносором II (604-562 года до Р.Х.). Оно было обнаружено Р.Кольдевеем в 1890 году. Это строение описано Геродотом, видевшим его около 460 года до Р.Х. Нижний этаж здания имел в основании квадрат 90 х 90 метров и высотой 33 метра. Далее располагались еще пять этажей высотой от 6 до 18 метров, площадь каждого из которых последовательно уменьшалась. На самом верху башни находилось святилище, в которое, как считалось, спускался с небес бог. Вавилонский зиккурат был разрушен Ксерксом в 472 году до Р.Х. Александр Македонский не успел восстановить его. В настоящее время на месте некогда величественного здания находится котлован. Неизвестно, являются ли башня, упомянутая в 11-й главе Бытия, и башня, описанная Геродотом, одним и тем же строением. Хотя в библейском рассказе, обнаруживающем все признаки исторической достоверности, говорится о башне как о здании, которого больше не существует. Как известно из многочисленных клинописных текстов, Вавилон был в древности одним из самых могущественных городов в Передней Азии. Его политическое влияние особенно окрепло во время правления Хаммурапи. Позже Вавилон был завоеван хеттами, а затем касситами, которые основали так называемую касситскую династию, правившую в Вавилонии на протяжении нескольких столетий. Закат Вавилона начался около 1100 года до Р.Х., когда в стране развернулась ожесточенная борьба за власть между вавилонянами-аккадцами и халдеями, арамейскими кочевыми племенами, обосновавшимися на юге Вавилонии. Смена аккадских и халдейских царей на троне в Вавилона часто зависела от воли Ассирии. В 689 году до Р.Х. город был полностью разрушен Синаххерибом, но вслед за тем восстановлен его сыном Асархаддоном. После смерти Ашшурбанипала на трон в 626 году до Р.Х. взошел Набопаласар, основавший Нововавилонскую монархию. Во время правления его сына Навуходоносора II Вавилон, ставший главным городом могущественной империи, заново обрел cвое прежнее влияние. Роскошные строения огромного города заставили преисполненного гордыни царя воскликнуть: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан 4:27). (О глиняных табличках с именем предпоследнего царя Иудеи, найденных под сводами знаменитых «висячих садов» (→ Раскопки, IV,2) → Иехония.) В 539 году до Р.Х. городом завладел перситский царь → Кир (Дан 5). Пир Валтасара происходил в южной крепости, в тронном зале длиной 52 метра, шириной 17 метров и высотой 20 метров. Во время пиршества на стене зала появилась таинственная надпись (стих 5). Попав под власть Персии, Вавилон дважды поднимал восстание против Дария I (сына Гистаспа), но оба раза терпел поражение и в результате лишился своих укреплений. В 312 году до Р.Х. Вавилон был захвачен Селевком Никатором, основателем сирийской династии Селевкидов, который, разобрав городские постройки, возвел из этого материала новый город Селевкию на берегу Тигра. Это было концом великого города, «красы царств, гордости Халдеев» (Ис 13:19). Тем самым сбылось пророчество Иеремии: «...и не будет обитаема во веки и населяема в роды родов» (Иер 50:39).
В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Вавилон в НЗ служит символом противной Богу могущественной силы. Так, Иоанн говорит о Вавилоне, как об оплоте грядущей власти антихриста (Откр 14:8; Откр 16:19; Откр 17:5; Откр 18:2, 10,21) и тем самым скрыто указывает на Pим (подтверждением чему является упоминание в Откр 17:9 «семи голов суть семи гор») и его могущество, обращенное против Церкви Христовой. Вероятно, в 1Пет 5:13 под Вавилоном также подразумевается Рим.



←   Вааса   предыдущее   •   следующее   Вавилония   →