Расскажите друзьям:

Вавилония

Вавилония
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Вавилония лежала в низовье Тигра и Евфрата. Древние греки называли эту страну Бабилонией по имени ее главного города Бавеля, по-гречески Бабилона. В Быт 10:10 говорится о Нимроде: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар». Сеннаар – ветхозаветнее название Вавилонии (Быт 11:2; Быт 14:1,9; Ис 11:11; Дан 1:2; Зах 5:11). Сами вавилоняне чаще называли свою страну Шумер и Аккад, т.к. на юге ее жили шумеры, а на севере – аккадцы. Аккадцы, в отличие от поселившихся в Вавилонии ранее их шумеров, были семитами. В настоящее время эта область образует территории южного Ирака. Вавилония, занимавшая равнину площадью примерно 20 тысяч квадратных километров, на севере граничила с Ассирией, на востоке – с Эламом, на западе – с Аравийской пустыней, а на юге прилегала к Персидскому заливу.
ИСТОРИЯ
1) Считается, что первые ШУМЕРЫ в IV тысячелетии до Р.Х. спустились с гор на севере и вдоль Тигра направились в Месопотамию. В раннединастический период (около 2800–2400 годов до Р.Х.; этот период является переходным от бесписьменной доисторической эпохи (3100–2800 года до Р.Х.) ко времени, с которого начинается древняя история) они захватили важнейшие города и вытеснили из них коренное население. С полным основанием ученые, и в том числе У.Ф.Олбрайт, указывают на то обстоятельство, что древнейшие государства возникали именно в Месопотамии и Египте. Так, в Вавилонии особое внимание уделялось борьбе с ежегодным разливом рек, для чего была создана разветвленная система оросительных и отводных каналов. Организация работ, планирование, контроль за водохранилищами и дамбами требовали централизованного государственного руководства. Шумеры основали множество городов-государств, которые вели друг с другом кровавые войны.
Одним из самых известных был город Лагаш, который дал название Лагашскому периоду. Во главе отдельных государств стояли цари-жрецы, носившие титул «энси». Конец господству шумеров положил царь АККАДА Саргон, основавший семитскую династию царей Аккада (около 2371–2191 годов до Р.Х.). Его царство простиралось от Элама до Средиземного моря и от Персидского залива до Армении. При Саргоне и его преемнике было создано большое число выдающихся произведений искусства и среди них, например, стела в честь похода царя Нарам-Сина против племени луллубеев.
Затем в Вавилония вторглись горные племена КУТИЕВ и захватили Аккад. Время господства кутиев (около 2230–2120 годов до Р.Х.) отмечено новым расцветом Лагаша, который стал последним расцветом шумерской цивилизации. Восстановлению своего былого величия город был обязан прежде всего энси Гудеа. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи и произведения искусства, найденные при раскопках города. В → Уре, вначале находившемся в зависимости от Лагаша, во времена третьей династии Ура (около 2113–2006 годов до Р.Х.) было образовано самостоятельное государство, правители которого именовали себя царями Шумера и Аккада. Это последнее шумерское государство, находившееся под сильным влиянием аккадцев, не устояло под натиском аморреев и эламитов (библейское – еламитян) и в результате окончательно утратило свое политическое влияние. Богатые культурные и религиозные традиции шумеров имели важное историческое и культурное значение. В Шумере возникла клинопись, которая позже была приспособлена для аккадского и ассирийского языков. Верховными богами шумеров были: Энлиль, бог земли и всего небесного пространства, и Эа (Энки), бог морских глубин. Богом луны считался Нанна (вавилонское – Син), солнца – Уту (вавилонское – Шамаш), богиней войны и плотской любви – Иннин, или Инана (вавилонское – Иштар → Астарта). Следует также упомянуть и → Таммуза (Фаммуза), умирающего и воскресающего бога плодородия, которого в народе почитали даже после того, как он был исключен из божественного пантеона вавилонян. О культе Таммуза говорится в Иез 8:14;
2) Семитское влияние в Ак-каде усилилось благодаря АМОРРЕЯМ, во многом способствовавшим упадку шумерского государства. Сумуабум, основатель первой, или аморрейской, династии Вавилона, завоевал этот город, который, судя по источникам, в то время не имел еще большого значения. Но повествование о смешении языков свидетельствует о том, что Вавилон стал известен очень рано (Быт 11:1-9). Шестым царем Вавилона из аморрейской династии был знаменитый Хаммурапи (1792–1750 года до Р.Х.). Свод законов Хаммурапи («Кодекс Хаммурапи»), найденный в 1902 году при раскопках города Сузы, был высечен на большой плите из черного диорита. Кроме обширного введения и заключительного слова, он включает 282 статьи. В верхней части камня размером больше человеческого роста изображен Хаммурапи, стоящий перед богом солнца Шамаше. Множество новых подробностей его царствовании стало известно из клинописного архива города Мари. Так, выяснилось, что Хаммурапи разбил эламитянина Рим-Сина из Ларсы и Зимри-Лима из Мари. Он объявил Мардука (→ Вил), бога города Вавилона, верховным вавилонским божеством вместо Энлиля, назвав его «владыкой неба и земли». В области политики он добился более тесных связей между шумерами и аморреями. Главенствующим языком при нем стал аккадский;
3) Уже во время правления преемников Хаммурапи могуществу Вавилона стали угрожать горные племена КАССИТОВ. Они захватили Вавилонию в XVI веке до Р.Х., после того как она была опустошена хеттами. На протяжении 450 лет правления касситских царей в Месопотамии (около 1595–1174 годов до Р.Х.) страна ни разу не достигла такого расцвета и могущества, как при Хаммурапи. Власть воинственных касситов пала с вторжением эламитов, которые, в свою очередь, были побеждены вавилонянином Навуходоносором I (около 1124 года до Р.Х.). Но прошло еще немало времени, пока вавилонским царям удалось вернуть себе былое могущество. Вавилонии пришлось пережить также возвышение ассирийцев, захвативших и разоривших страну. Для дальнейшего расцвета вавилонской монархии большое значение имело то обстоятельство, что с 1000 года до Р.Х. в Месопотамию стали проникать арамейские племена халдеев, которые, обосновавшись в южнее Вавилонии, постепенно распространяли свою власть и на другие территории. Так, например, много хлопот Саргону II и Синаххерибу доставил халдейский царь Мардук-апла-иддин II (Беродах-Баладан → Валадан) (4Цар 20:12). В последние годы правления Ашшурбанипала (библейское Аснафара) и позже царем Вавилона, возможно под верховной властью Ассирии, был Кандалану;
4) НОВОВАВИЛОНСКОЕ (ХАЛДЕЙСКОЕ) ЦАРСТВО. В 626 году до Р.Х. халдейский царь Набопаласар основал нововавилонскую монархию. Отделившись от Ассирии, отражавшей нападение скифских племен, он вместе с мидийским царем Киаксаром в 612 году до Р.Х. завоевал Ниневию. В результате этого Сирия и Палестина оказались в сфере непосредственного влияния Нововавилонской державы. Вавилон превратился в могущественную силу, с которой с этих пор приходилось считаться Иудее. Но прежде Египет предпринял попытку установить в Сирии и Палестине свое господство. В 609 году до Р.Х. иудейский царь → Иосия был убит в сражении при Мегиддо, когда пытался преградить дорогу фараону → Нехао (Нехо). Затем Набопаласару удалось предотвратить взятие Харрана союзными войсками Египта и Ассирии. Незадолго до смерти Набопаласара его сын → Навуходоносор II, одержав победу при Каркемише (Кархемисе, 605 год до Р.Х.), завладел всеми областями вплоть до границы с Египтом. Навуходоносор II, царствовавший в 604–562 годах до Р.Х., принадлежит, наряду с Хаммурапи, к числу знаменитых вавилонских царей. У них было очень много общего: Хаммурапи оказался далеко не столь мирным царем, каким представлялся вначале, а Навуходоносор, подготовивший гибель независимого Иудейского государства и разрушивший храм в Иерусалиме (→ ПленИоакимСедекия), занимался законодательной деятельностью и вел в Вавилоне большое строительство. Гордыня Навуходоносора (Дан 4:27) сродни самовозвеличиванию Хаммурапи, выраженному в его Кодексе. Гордый и разрушительный дух, присущий Вавилону, делает его в Библии воплощением могущественной мировой силы, направленной против Бога и христиан (смотрите Быт 11; Откр 14; 16–18). Великий Вавилон противопоставляется Новому Иерусалиму, и пророки предсказывают, что Вавилон постигнет Божий суд (Ис 13 и следующие; 47; Иер 50 и следующие.; смотрите также Пс 136). Сын Навуходоносора и его преемник Амель-Мардук (→ Евилмеродах (Евильмеродах) – 561–560 года до Р.Х.) после короткого царствования был убит мужем своей сестры Нериглиссаром (→ Нергал-Шарецер – 560–556 года до Р.Х.). После того как в результате заговора был свергнут сын Нериглиссара Лабаши-Мардук, процарствовавший всего несколько недель, на престол был возведен Набонид (556–539 года до Р.Х.). Его правление, поддерживаемое жрецами, положило конец власти военной партии. Он восстановил многие храмы и поручил придворным ученым исследовать их историю. Свою резиденцию Набонид на восемь лет перенес в фемайскую землю (оазис Тейма в Аравии), а в Вавилоне в это время правил его сын → Валтасар (смотрите Даниила 5 главу). Между тем власть в Персии перешла в руки → Кира, который в 550 году до Р.Х. покорил Мидию. В 539 году до Р. Х. Кир завоевал Вавилон, Валтасар был убит, а Набонид взят в плен. Тем самым Вавилония окончательно утратила свое могущество, и все попытки возвратить его были безрезультатны. Вавилоняне оказались под властью персов, на смену которым пришел Александр Македонский (331–323 года до Р.Х.), а затем сирийская династия Селевкидов (312-64 года до РХ.). В дальнейшем, вплоть до III века по Р.Х., Вавилония входила в состав Парфянского царства.



←   Вавилон   предыдущее   •   следующее   Вагеб   →