Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Вдова

Вдова

I. В. и → сироты принадлежали у израильтян к группе людей, нуждающихся в защите и в этой связи особо упоминаемых в Законе. Господь запрещает притеснять их (Исх 22:21; Втор 24:17; Втор 27:19), гарантирует им участие в больших праздниках (Втор 16:11,14), их долю в десятине каждого третьего года (Втор 14:29; Втор 26:12), отдает им несобр. остатки урожая (Втор 24:19–21). Бог защищает В. и наказывает за причиняемую им несправедливость (Исх 22:22; Втор 10:18). Господь — Отец сирот и судья В. (Пс 67:6; Пс 145:9; Притч 15:25). Там, где пророки призывают народ обратиться к Богу, они напоминают и о защите В. (Ис 1:17; Иер 7:6; Иер 22:3; Зах 7:10; ср. Иез 22:7; Мал 3:5). В. носили особую одежду (Быт 38:14,19). Если В. была бездетна и не могла вступить в брак с деверем (→ Брак, III,3), она возвращалась в дом своего отца (Лев 22:13).

Ограничения относительно повторного брака существовали только для священнослужителей: первосвященник не мог жениться вторично, а священник мог жениться только на В. священника (Лев 21:14; Иез 44:22). Последовав за Ноеминью на ее родину (Руф 1:16), Pуфь поставила себя в положение беззащитной бездетной В. Во времена Иисуса В. Анна день и ночь находилась при храме, служа Богу молитвой и постом (Лк 2:36). Обет В., независимо от того, какой зарок она возложила на свою душу, должен был состояться (Чис 30:10). При первом упоминании Иеровоама, сына Наватова, названа и его мать Церуа, которая, вероятно, рано овдовела (3Цар 11:26). То же, видимо, относится и к сводной сестре Давида, Саруе; Иоав, Авесса и Асаил постоянно упоминаются как сыновья Саруии, имя же их отца в Библии не названо (2Цар 2:18,32). Хирам был сыном некоей израил. В., которая вышла замуж за тирянина (3Цар 7:13). Финикийская В. из Сарепты дала пристанище Илии (3Цар 17:8; Лк 4:25).

II. В. является действующим лицом притчи Иисуса о неправедном судье (Лк 18:1–8). Иисус обратил внимание учеников на пожертвование, сдел. В. (Мк 12:41–44), и порицал несправедливости, причиняемые В. фарисеями (Мк 12:40). В Наине Он возвратил сына В. к жизни (Лк 7:11–17). В древней Церкви В. оказались особой группой (Деян 9:39,41), получавшей ежедневное вспоможение, что привело к учреждению должности попечителей, или → служителей (IV) (Деян 6:1). Забота о В. и сиротах — это «чистое и непорочное благочестие пред Богом» (Иак 1:27).

Павел предоставляет В. свободу повторно выйти замуж за члена церкви, но благосклонно относится к ее решению оставаться В. (1Кор 7:39). По-видимому, это его пожелание превратили в догму (1Тим 5:11–13), поэтому апостол предупреждает о тех опасностях, которые возникли из-за этого непонимания. Он хочет, чтобы молодые В. исполняли свой долг жены во втором браке. В., у которых есть родственники, также должны найти свое место в семье (1Тим 5:4,8,16). Только истинные В., одинокие и по-настоящему служащие Господу, а не ищущие благ для себя, должны находиться на довольствии церкви. Для таких В. Павел ставит следующие условия: женщина, овдовевшая после единств. брака, в котором она исполняла все обязанности в семье, должна быть не моложе 60 лет. О деятельности В. в церкви из послания ничего неизвестно, но она вряд ли сильно отличалась от той, какую Павел предписывает пожилым женщинам вообще (Тит 2:3–5).


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Никифора Нюстрема
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter