Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Возрождение

Возрождение

Сущ. «возрождение» (Тит 3:5) и соотв. прич. «возродивший», «возрожденные» (1Пет 1:3,23) в НЗ передается тот процесс, в котором Бог духовно оживляет падшего человека, принадлежащего к миру смерти, делая его чадом Божьим, причастным к вечной → жизни. В. дарует человеку причастность к → Царству Божию, образуя, согласно Ин 3:3,5, предпосылку для того, чтобы он мог стать гражданином этого Царства, мог познать его реальность.

В Ев. от Иоанна этот процесс описывается как рождение «от Бога» (Ин 1:13), «от Духа» (Ин 3:8) или «свыше». Лежащий в основе этого описания образ естеств. рождения показывает, что человек ничего не может сделать для этого (от него требуется лишь → обращение к Богу) и что речь здесь идет исключит. о деянии Божьем, поскольку новая жизнь — это дар Божий. Именно это и позволяет говорить о рождении от Бога (Пс 2:7; Иак 1:18); Бог рождает человека Своим словом, словом истины (Иак 1:18), благовествованием (1Кор 4:15). Это слово есть нетленное, животворящее семя (1Пет 1:23), поэтому становится ясно, почему Павел мог утверждать, что он благовествованием рождал людей как верующих (1Кор 4:15; Флм 1:10 — Онисим). Итак, то, что происходит при В., — это коренное изменение безбожного человека — во исполнение обетования (Иез 36:26) — ради его спасения и обновления, которые делают его чадом Божьим. Этот акт, согласно Тит 3:5, связан с крещением (→ Крещение, III,2), даже если свидетельство всего НЗ и не дает повода считать час крещения моментом В. И все же В., дарующее человеку → веру, — это одномоментное событие, в отличие от обращения и → покаяния, которые могут повторяться, или от продолжительного → освящения.

Возрожд. может уклониться от веры, но затем обратиться к ней вновь (Иак 5:19). Поскольку В. является плодом слова Иисуса, то не может возродиться тот, кто не приемлет этого слова, т.е. ожесточивший свое сердце против Него (ср. Ин 8:43–47). Поскольку сам человек мало может способствовать своему В., то он оказывается не в состоянии назвать точный момент этого события. Библия не подводит нас к тому, чтобы мы могли наблюдать процесс В., но учит узнавать совершившееся В. по тому воздействию, которое оно оказывает на нас. В. рассматривается в ней как полож. Богом начало пути, по которому отныне нам следует идти в послушании вере. Цель этого пути — вечная жизнь. Возрожденный верит в то, что Иисус есть Христос (Помазанник) Божий (1Ин 5:1) и любит не только Христа как своего Господа и Бога, возродившего его, но и своих братьев во Христе, также рожд. от Бога (см. 1Ин 4:7; 1Ин 5:1). Поскольку отныне он, как чадо Божье, ведом Духом Божьим (Рим 8:14), то он побеждает мир (1Ин 5:4), совершает праведное пред Богом (1Ин 2:29), не делает греха (1Ин 3:9; 1Ин 5:18), т.е. он хранит себя как чадо Божье (1Ин 5:18), и ему предназначено обетование того, что лукавый не коснется его.

Перед возрожд. стоит задача возрастать в этой новой жизни; ведь в начальный период после своего В. верующие — как новорожд. дети (1Пет 2:2), которые нуждаются в легкоусвояемой пище, т.е. в обучении основам благовествования о Христе (в 1Кор 3:2 говорится о молоке; отсюда становится понятным, почему Павел в 1Фес 2:7 свое отношение к молодой церкви сравнивает с отношением матери). Указанные места Библии, вместе с тем, разъясняют, что постоянная забота о младенцах — не главное, взращивание возрожд. в Церкви и вместе со всей Церковью до их совершеннолетия (Еф 4:13) — вот основная цель В.


* * * * *
В других словарях: Большом Библейском Нюстрема Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter