Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Волосы

Волосы

Волосы: 1) у египтян было принято брить лицо и сбривать В. на голове (Быт 41:14). Израильтяне — мужчины (Иез 8:3) и женщины (ср. 1Кор 11:5,15), как и жители Ассирии и Вавилонии, носили длинные В. Назореи, посвятившие себя Господу, не должны были стричь В. либо на период обета (Чис 6:5), либо вообще никогда (Суд 13:5). Остальные израил. мужчины обрезали В. время от времени (2Цар 14:26), пользуясь «острым ножом, бритвой брадобреев» (Иез 5:1). Законом запрещались некоторые виды стрижки, связанные с языч. культовыми обрядами (Лев 19:27; Лев 21:5; Втор 14:1) или принятые у других народов, напр. у арабов, которых нередко называли «стригущими волосы на висках» (Иер 9:26; Иер 25:23; Иер 49:32);

2) сбривание В. на всем теле совершалось при посвящении левитов (Чис 8:7), при очищении прокаженного (Лев 14:8), а также по окончании обета назорейства (Чис 6:18; Деян 18:18; Деян 21:24). Если пленница становилась женой израильтянина, она должна была «остричь голову» (Втор 21:12). В остальных случаях быть «плешивым» считалось постыдным (4Цар 2:23). → Плешивый (лысый)Плач, оплакивать;

3) для ухода за В. мужчины и женщины использовали елей (→ Масть (мазь); Пс 22:5; Мф 6:17). Археол. раскопки свидетельствуют, что в те времена были известны бритвы и гребни, а также металлич. зеркала (Исх 38 — в МТ говорится, что умывальник и его подножие были сделаны из литого зеркала; Иов 37:18). Красивыми считались черные вьющиеся В., кудри (Песн 5:11; Песн 7:6). В Ис 3:23, вероятно, имеются в виду искусственно завитые В.; приспособления для завивки В. были найдены при раскопках в Газе и Гезере. Судя по егип. изображениям, израильтянки стягивали свои длинные, ниспадающие В. лентами. Высказывания в 1Тим 2:9; 1Пет 3 направлены, очевидно, против заимствования христианками модных причесок у знатных римлянок. Апостолы считали, что христианки не должны заниматься такого рода «плетением волос». При появлении на людях женщина должна была прикрывать голову и лицо покрывалом. (→ Голова.) Женщина, подозреваемая в прелюбодеянии, представала перед священником с обнаж. головой (Чис 5:18). Остриж. В. также были признаком того, что женщина совершила прелюбодеяние (1Кор 11:6). → Женщина (IV,Б,2,б);

4) выражение «не дать ни одному волосу упасть с чьей-либо головы» предполагает гарантию полной безопасности (1Цар 14:45; 2Цар 14:11; 3Цар 1:52; Лк 21:18; Деян 27:34). То же самое подразумевали, говоря, что у к.-л. «на голове все волосы сочтены» (Мф 10:30; Лк 12:7).


* * * * *
В других словарях: Никифора Нюстрема
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Волк