Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Вражда, враг

Вражда, враг

Вражда, враг: 1) грехопадение стало причиной появления на земле В. (Быт 3:15); ап. Павел относит В. к «делам → плоти» (Гал 5:19). Когда в Библии говорится о В., в первую очередь имеется в виду В. против Бога (Мф 13:25,39; Деян 13:10; Рим 8:7; Флп 3:18; Иак 4:4), которой в плоскости межчеловеч. отношений соответствует ненависть к Божьему народу (Есф 3:8; Иез 35:5) и верующим (Мф 10:22,36; Ин 15:18–20; Ин 16:2). Со времен Каина и Авеля (Быт 4) нечестивые люди убивают праведников за их благочестивые дела (Ин 8:37–44; 1Ин 3:12; ср. Прем 2:10–20). Человеч. враждебность побуждает Бога быть «врагом ... врагов» Своего народа (Исх 23:22). Отсюда становится понятной непримиримая В. Израиля к хананеям (Втор 7), над которыми должен свершиться суд Божий (Быт 15:16), а также ненависть к врагам Бога, выраженная в псалмах (Пс 138:19–22). Здесь → ненависть ко всему злому переносится на того, кто совершает злые поступки. Но, с др. стороны, уже в ВЗ звучит требование не только проявлять любовь к ближнему (Лев 19:18), но и быть милосердным к своему врагу (Исх 23:4; Притч 24:17; Притч 25:21; ср. Иов 31:29);

2) врагам Израиля отводится особая роль: Господь использует их для наказания Своего неверного народа (Суд 2:14; Иер 21:7). Несмотря на то, что враги израильтян действуют по воле Божьей и являются орудием в Его руках, они становятся виновными в «дерзости против Бога» (4Цар 19:25–28; Ис 10:5–16) и над ними исполняется обетование, данное Господом Аврааму: «и злословящих тебя прокляну» (Быт 12:3) — таков приговор любому врагу избранного Божьего народа;

3) Иисус Христос принял за нас смерть на кресте, когда мы еще были Его врагами (Рим 5:10; Кол 1:21). Тем самым Иисус сделал любовь к врагу зримой реальностью (Лк 23:34): теперь ее могут и обязаны проявлять также люди, находящиеся «во Христе» (Мф 5:44; Лк 6:27; Рим 12:14,20; ср. Лк 1:74). В. между евреями и язычниками, между Божьим народом и остальными народами может быть преодолена только в Церкви (Еф 2:14–16). Любовь к врагу не означает пассивного отступления от истины; Иисус решительно разделяет друзей и врагов (овцы и волки в Мф 10:16), называет Своих врагов подобающими именами и возвещает им о грядущем Суде (Мф 23:13–33), чтобы тем самым призвать их к покаянию (Мф 9:13; Мф 18:11);

4) но в конце дней, когда Господь положит всех врагов Иисуса Христа «к подножию ног Его» (Пс 109:1; 1Кор 15:25) и когда «последний враг истребится — смерть», тогда прекратится всякая В. на земле (Ис 11:6–8). И «вся тварь с надеждой ожидает» этого (Рим 8:19–22).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter