Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Вразумление, наказание, вразумлять

Вразумление, наказание, вразумлять

I. Ребенка и подростка следует вводить в жизнь посредством → воспитания, чтобы впоследствии он смог занять отвед. ему Богом место и достичь поставл. ему Богом цели. Для этого необходимо посредством наставления сообщить ему определ. знания. Но человеку также нужно дать представление об определ. образе жизни, а это делается через В. От природы в каждом человеке заложено стремление опуститься вниз, к греху (Быт 6:5; Притч 1:16; Иер 3:17). Этому должно противостоять В., и горе тому, кто его ненавидит и уходит от него (Притч 5:12–14; Притч 15:10). Мудрый сын слушает наставление отца (Притч 13:1), следует предостерегающему слову (Притч 1:2,5; Притч 23:12). Но чем больше возрастает сопротивление того, кто подвергается наказанию, тем более суровые формы должно принимать В. (Притч 13:24; Притч 22:15; Притч 23:13), чтобы воспитание оставалось путем к жизни (Притч 6:23; Притч 10:17). Но даже если жесткость необходима, детей нельзя раздражать (Кол 3:21), вызывая у них гнев. Это достижимо только в том случае, если сами воспитатели пребывают «в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4). Сформиров. правильным воспитанием внутр. позиция выражается в поведении, которое называют стыдливым или пристойным (1Тим 2:9; Тит 1:8; Тит 2:12).

II. Цель В. — подчинение воле и установлениям Божьим:

1) а) Господь, относясь с долготерпением к Своему народу, все же прибегает к жестким средствам В. там, где народ нарушает заключенный завет (→ Завещание и заветСоюз, завет) (Лев 26:23; Авв 1:12). Пророки призывают народ к порядку (1Цар 7:3–6), но Бог с момента заключения завета прибегает и к строгому суду там, где это оказывается необходимым (Чис 16:1; Чис 21:4–9). Он на время отдает Свой народ в рабство к язычникам (Суд 2:11–15; Суд 3:7), наконец (см. Иез 21:18) позволяет увести его в изгнание и → рассеяние (Иез 6:8; Иез 11:16). Господь говорит, что вместо ветхого завета, к исполнению которого израильтян Ему пришлось принуждать (Иер 31:32), Он заключит с «домом Израиля» новый завет; б) отдельные люди из народа Божьего также прогневляют Его. Господь наказывает их за грехи (Пс 38:12), и они осознают это наказание как гнев Божий (Пс 6:2; Пс 37:2). Но им известно также, что Божье наказание как средство В. не должно вести к смерти, а призвано предохранить от окончат. заблуждения (Пс 93:12; Пс 117:18);

2) особенно заметно действие В. Божьего на Церкви, которая должна не только соблюдать Божьи заповеди, но и открывать миру Его славу и любовь (2Кор 4:6). Эта задача требует → освящения во всей полноте (1Фес 5:23) как всей Церкви (Еф 5:27), так и каждого ее члена (1Тим 6:11). Так, → возрождение становится вступлением во В. Божье, ибо новая жизнь требует от человека полного отрешения от всего, что он имеет (Лк 14:33). Это невозможно без В., и потому Бог «кого любит, того наказывает» (Евр 12:6–11; Откр 3:19), и целью этого наказания является мирный плод праведности (Евр 12:11).

III. Привлекая Церковь к Своему делу спасения людей, Господь хочет, чтобы в ней применялось наказание. Для этого предназначены блюстители [греческое эпископой, Деян 20:28, «ангелы» церквей (Откр 2:1,8,12)], которые ответственны перед Богом за то, чтобы в церквах не распространялись грехи и лжеучения и чтобы никто не лишился благодати (Евр 12:15). Здесь наказание и → увещевание (Деян 20:31) всегда должны иметь своей целью В. (Гал 6:1; Иак 5:19), но Церковь не должна останавливаться и перед применением крайнего средства — отлучения от себя тех, кто не хочет слушать В. (Мф 18:15–18; 1Кор 5:3–5,13; 2Кор 6:14–17; 1Тим 1:20; 2Тим 3:5; Тит 3:10), и прекращения общения с ними (2Ин 1:10).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Врата →