(JUBILEE YEAR) Год освобождения и восстановления, который следует соблюдать каждые 50 лет. Седьмой год для Израиля ценился по той же причине, что и седьмой, субботний день (
Лев 25:1-7). После семи раз по семь лет шел пятидесятый год, о наступлении которого возвещал звук трубы. и этот дополнительный год целиком посвящался Господу. Само исходное еврейское слово «юбилей» (yobel) просто означает бараний рог, а также трубу в форме бараньего рога. Такие рога использовали исключительно в религиозных целях. От названия священной трубы произошло и название юбилейного года — который народ Божий должен был отмечать особым, священным образом. Это было не просто освобождение от труда, не просто отдых, но год, принадлежащий Господу. В Лев. 25 это выражение относится скорее к седьмому, чем к юбилейному году. По сути своей этот год был субботним отдыхом для земли и доставлял удовольствие Господу (
Лев 25:4). Но не существует лучшего способа выразить суть и назначение юбилейного года. Господство. Первый принцип юбилейного года — это господство Бога над всей землей, которое народ признает, повинуясь повелению праздновать этот год. Как суббота символизировала право Бога распоряжаться жизнью людей, придавая ей упорядоченность — шесть дней работы и один день отдыха, — так и седьмой год, связанный во
Втор 31:9-13 с чтением закона, отражал Его право требовать повиновения от Своего народа. Юбилейный же год говорил о всевышнем владении всем: землей, народом, плодами земли и самой жизнью. Возьмем типичный случай кредитора и должника. Когда Бог дал Своему народу землю, Он выделил каждому свое наследство. В каких-то обстоятельствах человек мог оказаться вынужденным продать свою землю или ее часть, но она возвращалась к нему: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (
Лев 25:23). В данном случае слово «пришельцы» означает «люди, не имеющие прав», «беженцы», «просящие политического убежища» — словом, те, кто не имеет никаких прав, их принимают только из милости. Таков народ Божий, и люди должны понимать это при наступлении юбилейного года. Когда участок земли переходил из рук в руки, продавец мог радоваться хитрости, с какой он организовал сделку, а покупатель — удачному приобретению, но в юбилейный год и продавцу, и покупателю приходилось признать одну истину: никто из них не владеет этой землей, никто не властен даже над своим имуществом и собственной жизнью. Все принадлежит Небесному Хозяину. Искупление. Согласно постановлению, о начале юбилейного года возвещал звук трубы в день искупления (
Лев 25:9). В этот день Господь провозглашал народ чистым от грехов (
Лев 16:30). Юбилейный год начинался с прощения грехов. Глагол «искупать» и существительное «искупление» имеют коммерческий оттенок значения — выкуп собственности за деньги, и в юбилейный год эти слова снова и снова звучали, когда должники признавались, что не могут «выкупить» себя, а кредиторы отказывались от своих прав на «выкуп», и при этом использовались те же самые выражения, в которых говорилось о действиях Господа при исходе (
Исх 6:6). Это сделал Господь для людей, и такое же поведение должно стать нормой для Его народа. Братская щедрость поощрялась (
Лев 25:35-38), люди обретают свободу (
Лев 25:39-43), продолжение рабства запрещено (
Лев 25:47-55), потому что божественные деяния искупления сделали искупленных братьями, они теперь служат Господу и не могут принадлежать друг другу. Покой. С мотивом искупления связана тема покоя. Яркий пример этого — постановление Моисея, освобождавшее в юбилейный год от всякой земледельческой деятельности (
Лев 25:4); освобождение от сбора урожая, потому что народ Божий должен был собирать его только в случае крайней необходимости (
Лев 25:5-7); освобождение от тяжкого бремени долгов, освобождение от рабства (
Лев 25:10). Как и в субботу это был настоящий отдых: прекращение работы, восстановление сил. Скорее всего, народ Божий трудился в поте лица и с радостью ожидал благодатного праздника. Но этот отдых, как и субботний, должен был использоваться для мыслей о Господе, поклонения, изучения Его слова и ведения угодной Ему жизни. Мы понимаем Ис. 58 как выражение идеалов субботы и юбилейного года. Господь освобождает людей не для того, чтобы они жили в праздности, но для восстановления верности Себе. Так юбилейный год становится добровольным перерывом в жизненной гонке; в этот год люди прекращают приобретать собственность; они перестают заботиться о хлебе насущном. Это переориентация приоритетов, возможность переоценить свое отношение ко времени и цели жизни. Целый год народ Божий пребывал в покое и духовно совершенствовался. Вера. Во время такого отдыха народ не просто прекращал привычную деятельность. Это было действие сознательной веры. Никто на земле не может не задать в подобной ситуации вопрос: «А что мы будем есть?» Господь предвидел это и позаботился об этом (
Лев 25:20); Божий народ может наслаждаться Его благодатью (
см. Исх 16:29). Когда Он велит отдыхать целый год, Он создает возможность для этого. Пятидесятый год свидетельствовал о Его верности. Сеять и получать урожай следовало на сорок девятый год; в последний год из семи серий по семь лет люди собирали плоды своей деятельности; в юбилейный же год им предстояло полагаться только на верность Господа (
Лев 25:21). Это было в самом деле испытанием для веры, потому что Бог дал народу чудесное обещание и требовал от него веры. Соблюдая постановление о юбилейном годе, люди демонстрировали свою веру в слово Бога. Повиновение. В Библии говорится, что народ Божий обязан выполнять повеления Бога только потому, что Он так сказал. Соблюдая юбилейный год, народ должен был показать свое повиновение, и именно оно становилось гарантией владения обетованной землей. Так, например, в
Лев 26:34-35 говорится, что утрата свободы — это прямое противоречие принципу субботы, отраженному в понятиях седьмого дня, седьмого и юбилейного года. Неповиновение идет рука об руку с утратой собственности — земля опустеет, чтобы в полной мере насладиться субботними годами, которых не предоставлял ей непокорный народ. Надежда. В юбилейный год люди жили в свете прощения грехов, в гармонии с искупившим их Богом и в свободе от труда, им не приходилось проливать пот, чтобы обеспечить себя (
Быт 2:16;
Быт 3:19). Это было нечто вроде возрожденного Едема, проклятие устранялось — и ситуация эта предвещала грядущий день, когда все обетования сбудутся, кровь завета окажется полностью эффективна, пленники надежды (то есть те, кто с надеждой ждал освобождения) будут освобождены и труба возвестит весть об освобождении всему миру (
Ис 27:13;
Зах 9:11-14). Юбилейный год в ограниченной мере, но реально предвещал вечное наследие и благословение Божьего народа.
Смотрите: тж.
ПРАЗДНИКИ ИЗРАИЛЯ.