(IAM SAYINGS) Так Иисус говорил о Себе в Евангелии от Иоанна. Одна из отличительных особенностей учения Иисуса — Его способность выражать важные истины, говоря о Своей личности и миссии. Эти утверждения начинаются со слов «Я есмь», после чего метафорически высказывается глубокая богословская мысль. Такой метод обучения отражен только в Евангелии от Иоанна. Матфей, Марк и Лука ставят акцент на обучении посредством притчей, а Иоанн передает речи Иисуса. Ключевыми высказываниями этих речей часто становятся утверждения типа «Я есмь». В Евангелии от Иоанна Иисус называет Себя хлебом жизни (
Ин 6:35,48,51), светом мира (
Ин 8:12;
Ин 9:5), вратами (
Ин 10:7,9), добрым пастырем (
Ин 10:11,14), воскресением и жизнью (
Ин 11:25), путем, истиной и жизнью (
Ин 14:6), лозой (
Ин 15:1,5). Все эти высказывания построены по одному основному образцу. Они написаны как метафоры, ключевым элементом которых является Христово «Я есмь». Значение метафоры извлекается прежде всего из пояснительной фразы, сопровождающей её. Так Иисус говорит: «Я — свет миру», после чего поясняет: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Это последнее высказывание призвано помочь людям понять метафору. Большая часть заявлений сопровождается такими пояснениями. Часто такие метафорические заявления сопровождают чудеса, совершаемые Иисусом. Высказывание и чудо помогают понять друг друга. Когда Иисус говорит, что Он — свет миру, Он возвращает зрение слепому. Спор между исцеленным и фарисеями показывает, что человек этот обрел не только физическое, но и духовное зрение. Прежде чем воскресить из мертвых Лазаря, Иисус говорит Марфе, что Он — воскресение и жизнь. Воскресение Лазаря должно было продемонстрировать способность Иисуса воскрешать — делать то, что Он мог, согласно заявлению. После того как Иисус накормил 5000, Он провозгласил Себя хлебом живым, пришедшим с небес. Каждое из чудес истолковывается посредством заявления «Я есмь». Каждое такое заявление показывает значение чуда в служении Иисуса. Они показывают, что чудеса Иисуса — не просто доказательства Его могущества или милосердия, но явления, раскрывающие значение Его служения и учения. Многие богословы считают, что формула «Я есмь» отражает самоотождествление божества, встречающееся в ВЗ (
см. имена Бога). Когда Бог призвал Моисея, он спросил Его имя. Бог назвал Себя: «Я есмь Сущий». Моисею было велено сказать Израильтянам: «Сущий [Иегова] послал меня к вам» (
Исх 3:13-14). От этого «Я есмь» произошло имя Яхве. Многие верят, что Иисус использовал ветхозаветную формулу, чтобы указать на Свою Божественность. Утверждения «Я есмь» из Евангелия от Иоанна помогают читателю воспринять Иисуса, как Бога.