В Греции брожение вина обычно занимало шесть месяцев и проходило под постоянным наблюдением. На Ближнем Востоке в древности брожение обычно продолжалось три или четыре дня, с оптимальной температурой около 77°. Древние знали, что при дальнейшем брожении вино может превратиться в уксус. После брожения вино разливали в мехи или кувшины для транспортировки или продажи. На ручках и пробках делали оттиски с названием сорта вина, его происхождения и изготовителя. Вино процеживали через дырчатые металлические листы или ткань, чтобы удалить нежелательные примеси, такие как песок или насекомые. Сорта вина. Древние поэты описывают много разных сортов вина, причем Атеней упоминает 85 разновидностей, Гален упоминает 60, Плиний — 150, Страбон —
30. Вина различались по цвету (черное, красное, белое или желтое) и по вкусу (сухое, терпкое, легкое или сладкое).
В Библии тоже упоминаются разные виды вина, например, Ливанское или Хелбонское. Хеврон и Самария славились своими винами. В еврейском языке было по меньшей мере девять слов для обозначения вина, а в греческом — четыре, которые встречаются и в НЗ. Каким было вино. Немногие сомневаются в том, что по крайней мере некоторые виды вина ВЗ были перебродившими. Но есть исследователи, которые утверждают: некоторые виды вина в Древнем мире не подвергались ферментации. Они сравнивают два еврейских слова, обозначающих вино, говоря, что молодое вино — это всего лишь виноградный сок (Притч 3:10; Ос 9:2; Иоиль 2:24; Мих 6:15).
Несостоятельность таких аргументов видна из следующего:
(1) это еврейское слово встречается прежде всего в нейтральном контексте;
(2) часто это конкретное слово явно обозначает ферментированный напиток (например, Быт 27:28; Ос 4:11; Мих 6:15);
(3) параллельный угаритский термин явно обозначает перебродившее вино;
(4) в Септуагинте этот термин переводится словом, обозначающим перебродившее вино;
(5) брожение на Ближнем Востоке, в отличие от Греции, занимало всего три дня; и
(6) в Мишне нет свидетельств о существовании безалкогольного вина. Вероятно, попыток хранить неперебродивший сок не делали; это была почти невозможная задача. При тщательном изучении всех еврейских слов (а также соответствующих слов в родственных семитских языках) и греческих обозначений вина становится понятно, что древние практически ничего не знали о неперебродившем вине. Существует множество свидетельств, что вино, хоть и перебродившее, в классическом и эллинистическом мире обычно разбавлялось водой. Вино хранили в больших кувшинах, называемых амфорами, а оттуда его разливали в большие чаши для смешивания, называемые кратерами. В кратере вино всегда разбавлялось водой. Потом его наливали в кубки или чаши для питья. Концентрация вина могла быть разной. В максимально разбавленном виде смесь представляла собой соотношение 20 к 1, но вино при этом было, вероятно, очень крепким (Гомер, «Одиссея» 10.208).
В Западном Средиземноморье словом «вино» обычно назывался разбавленный водой напиток. Если кто-то хотел выпить неразбавленного вина, ему следовало сказать об этом особо. Греки считали, что пить неразбавленное вино — варварский обычай. Но, по-видимому, в ветхозаветный период вино не разбавляли. Упоминания о разбавленном вине показывают, что тогда к подобной практике относились неодобрительно. Разбавленное водой вино — символ духовного прелюбодеяния (Ис 1:22).
В римские времена отношение к разбавлению водой изменилось. Мишна допускает разбавление вина водой в соотношении один к двум; в более поздних талмудических источниках говорится о соотношении один к трем. Неразбавленное вино могло содержать до 15 процентов спирта. Разбавленное в соотношении три к одному, оно содержало 5 процентов алкоголя, так что все равно опьяняло. Вино не только разбавляли водой, но и добавляли разные наполнители, получая нечто вроде современных коктейлей. Пример этого мы встречаем в «Гимне к Деметре» у Гомера, где богиня не хочет пить чистое вино и желает, чтобы его смешали с фруктами, водой и мягкой мятой. Часто к слабому вину примешивали крепкое для получения более крепкого напитка. Вот что подразумевается в Библии под «смешением» (Пс 74:9; Ис 5:22; Откр 18:6; Откр 19:13-15).
Иногда свежее вино, в котором было много сахара, выпаривалось, и оставшийся концентрат добавляли в вино для достижения более высокого градуса. О добавлении вина в воду с целью её обеззараживания упоминаний нет, хотя весьма популярно мнение, что воду из источников очищали вином. В Древнем мире экологические проблемы, свойственные современности, не были актуальны (тем не менее они, конечно же, время от времени возникали).
Однако весьма актуальной считалась забота о колодцах, источниках и реках с проточной водой, а также были разработаны методы очищения нечистой воды. Вино в Ветхом Завете. Как мы уже упоминали выше, в ВЗ вино не разбавляли водой и его употребление в умеренных количествах считалось полезным. В Суд 9:13 говорится, что вино «веселит богов и человеков». В Пс 103:15 сказано, что оно «веселит сердце человека» (см. также Есф 1:10; Еккл 10:19; Ис 55:1-2; Зах 10:7).
Умеренное потребление вина было нормой жизни (Быт 14:18; Суд 19:19; 1Цар 16:20).
Вино запрещалось пить левитам и священникам в храме (Лев 10:8-9), назореям (Чис 6:3) и рехавитам (Иер 35:1-6).
Вино в ветхозаветном мире применялось для многих целей. «Возлиянием» в храме было вино (Исх 29:40; Лев 23:13), и верующие регулярно приносили вино, когда совершали жертвоприношения (1Цар 1:24).
Запас вина хранился в храме для приношений (1Пар 9:29).
Иногда вино использовали для помощи больным и слабым (2Цар 16:2; Притч 31:6).
Крепкие напитки в ВЗ, по-видимому, всегда связаны с месопотамским финиковым вином. Оно было очень сладким и, вероятно, крепким. Одно из еврейских слов регулярно обозначает крепкий напиток (Лев 10:9; Втор 29:6; 1Цар 1:15; Притч 20:1; Притч 31:6; Ис 29:9).
Эквивалент этого слова на угаритском, переводящийся как «пьяный», существовал параллельно с общепринятым обозначением вина. В ВЗ выражено негативное отношение к неумеренному потреблению спиртного. Исаия осуждает тех, кто слишком много пьет (Ис 28:1-8).
В Писании много предостережений против неумеренного употребления вина (Притч 20:1; Притч 21:17; Притч 23:20-21; Притч 23:31-34).
Вино в Новом Завете. Вином в НЗ называется перебродивший напиток, разбавленный каким-то количеством воды. Его также смешивали с желчью (Мф 27:34) и мирром (Мк 15:23).
Очевидно, вино, которое пили на вечере Господней, было разбавленным, вероятно, в пропорции три к одному, как рекомендует Мишна. Выражение «плод сей виноградный» (Мф 26:27-29) некоторые исследователи относят к свежему виноградному соку. Но свежий виноградный сок было практически невозможно достать. В НЗ, как и в ВЗ, осуждается неумеренное употребление вина. Библия велит не опьяняться вином (Еф 5:18; 1Пет 4:3).
Пастырям церкви следовало быть умеренными в потреблении вина (1Тим 3:3,8; Тит 1:7); в греческом тексте сказано, что они не должны «страдать зависимостью от вина».
Смотрите также: лоза; мех для вина; точило.