Дух человека.
От видимаго, телесного облика человека невидимый, духовный облик его отличается тем, что он есть самая сущность и, в то же время, жизненное начало человека. В нем две ступени: низшая, общая с животным (чувствование, волевые побуждения и способность сочетания идей), и высшая, духовная сущность с самостоятельным суждением, самосознанием и способностью размышлят о себе, давать себе отчет в своем внутреннем состоянии и направлять свои действия, принимая за них ответственность.
Эта духовная сущность определяется в Св. Писании (как в древнееврейском, так равно в греческом тексте) словом, обозначающим, собственно, «дуновение» или «дыхание» (также «ветер»), и выражающим понятие о чем-то невидимом, но живом. Эта истинная сущность человека внедрена в него Богом, вечносущим невидимым Духом, и покидает тело человека при смерти. Быт 2:7. Ис 42:5. Еккл 12:7. Пс 145:4. Деян 7:58. Лк 8:55.
Низшая и высшая ступени во внутренней жизни человека не всегда резко разграничены, так же как их обозначения «душа» и «дух», нередко переходя одно в другое, почти как синонимы. Однако первоначальное назначение высшей ступени состояло в том, чтоб управлять низшею и телом; это взаимоотношение нарушено грехом: Лк 1:46; 1Фес 5:22; но Евр 4:12. Иуд 1:19, где дословно значится: душевные, не имеющие духа. Рим 8:3.
Способности духа:
Сила суждения и самосознание: Пс 76:7; 1Кор 2:11.
Способность отличать добро от зла и делать выбор, соглашаясь с тем или другим. У Ис 7:15 пророк говорит о том времени, когда дитя «приобретает знание отвергать злое и избирать доброе». Пс 50:5. Рим 7:25.
Прежде всего дух человеческий способен, благодаря своему происхождению, возвышаться над видимым миром и стремиться к невидимому Богу. Ис 26:9. Пс 41:3.
Дух Божий.
Бог есть Дух Вечносущий, являющийся Первопричиной и Творцом всего живущаго: Ин 4:24; Пс 101:28, Пс 89:1, Пс 89:2. Быт 1:2; Пс 32:6, Пс 103:30; Ис 42:5; Иов 33:4. Деян 17:25.
Дух Божий проявляется больше всего в людях, которых делает Своими орудиями, либо временно для определенной цели, либо надолго для особого служения: Иов 32:8; Чис 27:38; 1Цар 16:13 (после того, как Самуил помазал Давида в цари); 1Цар 10:10 (временное действие Духа Божия).
Судьи Израиля также получали Духа Божия (Суд 3:10 — Гофониил; Суд 6:34 — Гедеон; Суд 11:29 — Иеффай и др.); но больше всех — пророки (Ис 59:21. Иез 11:5. Мих 3:8 и др.) и составители Св. Писаний (2Пет 1:21).
Божий план имеет в виду подготовить человечество к тому, чтобы все исполнились Духом Бога и стали, через это сродными Ему по существу детьми Его. Рим 8:14.
Это уже предсказано в Ветхом завете: Иез 36:26. Ис 44:3. Иоиль 3:1.
Бог осуществляет Свой план через ниспослание на землю Сына Своего, Который, в вечном духовном общении с Отцом, есть одно с Ним. Ин 10:30; 2Кор 3:17. Через искупительный подвиг Иисуса Духу Божию (святому Духу) открыт путь в сердца людей, верующих в Иисуса, как своего Спасителя. Господь Иисус прежде всего обещал Духа Святого Своим ученикам и ниспослал Его в день Пятидесятницы. Мф 3:11. Ис 11:2. Ин 3:34. Лк 4:18, Лк 24:49. Ин 14:16, 23. (Вместо «Утешителя» следовало бы перевести «Помощника»: пока с ними был Иисус, Он был их Божественным помощником; теперь Дух Святый в их сердцах должен являть им Отца и Сына) Ин 16:7. Деян 2:1.
Дух обновляет внутреннего человека.
Он есть самоотдача Божия, и отныне — таинственная сокровенная жизнь детей Божиих. Ин 3:5; 2Кор 5:17; Ин 3:8; Кол 3:3; Ин 14:17; 1Кор 2:14; Ин 6:63.
Дух есть свободный дар Божий; он может быть получен через покаянное с верою обращение к Иисусу, как к дарованному нам Богом Спасителю, с сердечною просьбой, на основании возвещенного нам слова (что и знаменует собою крещение). Еф 2:4; Деян 2:38; Тит 3:5; Еф 1:13; Деян 19:4−6, Деян 10:44; Гал 3:2; Лк 11:13; Деян 8:15−19.
Влияния Духа изображены внешними явлениями, сопровождавшими Его сошествие на учеников в день Пятидесятницы: огнем и вихрем (огонь светит и греет, но и сжигает; вихрь — признак огромной увлекающей силы).
В первое время христианства, кроме Апостолов, и отдельные члены церкви бывали одаряемы необычайными духовными способностями, впоследствии отнятыми (дар пророчества, исцеления больных, владение разными языками) 1Кор 12:1 и 1Кор 14:1.
Среди обычных в то время духовных даров следует прежде всего назвать внутреннее озарение, благодаря которому человек учится познавать Бога, Иисуса и засвидетельствованную Им Божественную истину. Ин 16:8−11, 13; 1Кор 2:10, 1Кор 12:3; Еф 1:17.
Дух производит в то же время очищение и освящение сердца в любви; человек учится творить волю Божию внутренним к этому побуждением и уже не связан внешним законом: Гал 5:16; Рим 8:2, Рим 4:10, Рим 5:5. — Другие плоды Духа см. Гал 5:22; 2Тим 1:7; Гал 5:18; 2Кор 3:17; Рим 7:6.
Дух направляет стремления и мысли в высь и укрепляет сердце в надежде. Еф 1:13; 2Кор 1:22; Рим 8:11, Рим 15:13.
Итак Дух является живою связью, соединяющею нас с Богрм и скрепляющею Церковь Божию в мире: Еф 2:18, Еф 4:3. Флп 2:1 и 2Кор 13:13.
Насколько славен и неизмеримо велик дар Святого Духа, настолько велика вина того, кто противится действующему в нем Духу или даже возстает против Него с хулою: 1Фес 4:8. Деян 7:51. Мф 12:32. Деян 5:3. (Анания и Сапфира.) Евр 6:4.
Если в Откр 1:4 говорится о семи духах, находящихся пред престолом Божиим, или в 1Кор 14:32 — о «духах» пророческих, то это не значит, что Дух Божий разделился: множественность указывает лишь на разнообразие действий и даров Духа; но Дух один и тот же, производящий все во всех. 1Кор 12:4.