Библия » Словари » Библейский словарь Гёце

Избирать, избрание, избранный

Избирать, избрание, избранный

Прежде всего нужно помнить, что слово «избирать» может употребляться и употребляется в различном смысле: Оно может значить: делать выбор между несколькими возможностями. Нав 24:15; 2Цар 24:12; Ис 7:15; Пс 118:30; Лк 10:42; Флп 1:22.

Или: предпринимать отбор лучшаго, особенно когда дело идет о поручении кому-нибудь или определении кого-нибудь на должность. Исх 17:9; 2Цар 10:9; Втор 18:5 и др. Лк 6:13. Деян 6:5; 1Пар 28:5; Пс 104:26.

Это значение слова, затем, легко переходит к дальнейшему: предпочитать на основании особого благоволения. Быт 13:11; Втор 12:11; Пс 105:23; Ис 58:5; Пс 88:4.

Наконец, слово «избранный» может иметь значение: драгоценный, отборный, превосходный (без отношения к выбору). Исх 15:4; Ис 22:7, Ис 37:24. Песн 6:9; 1Пет 2:6.

В отношении избрания Богом необходимо безусловно держаться мысли, что Бог прежде всего справедлив, что у Него не может быть произвольного предпочтения, как у людей; выбирая Свои орудия, Он имеет в виду лишь осуществление Своих вечных побуждений любви к человеку. При этом временное выполнение Его вечных мыслей, конечно, иногда обусловлено мероприятиями, для нас непостижимыми, так как мы не можем видеть конца Божественного плана. Здесь «терпение и вера святых!» (Откр 13:10). Справедливо сказал однажды один муж Божий: «Тебе подобает непостижимость!»

В Библии нашему взору представляется прежде всего избрание орудий, посредством которых Бог ведет Свое определение к осуществлению и, шаг за шагом, раскрывает Свой план спасения. Сюда относится прежде всего избрание Им народа Израиля и всех тех мужей, которых Он употребляет для служения Ему. Втор 7:6. Пс 134:4. Ис 41:8. Пс 77:70. Деян 9:15.

Выдающеюся особенностью этого избрания является то, что оно не обусловлено природными преимуществами или заслугами избираемаго: Бог дает предпочтение тому, что мало и незначительно в глазах людей, наделяет его Своими дарами и являет в нем Свою силу. Втор 7:7, Втор 9:6; 1Цар 16:7; Исх 4:10; Иер 1:6; 1Кор 1:27.

Особенно ясно видна забота Божия об избранных и Его долготерпение. Нав 24:1; Ос 11:1; Ис 40:1; Иер 31:1.

Господствующею мыслью и всеобъемлющею конечною целью каждого избрания является собирание детей Божиих в одну вечную Церковь, Церковь вселенскую.

К этой Церкви призваны все; спасение даруется всем. Ин 3:16; 1Тим 2:4; Тит 2:11; 1Ин 2:2.

Эта церковь детей Божиих созидается постепенно во временном бытии, почему те, которые к ней прилагаются (Деян 2:1, Деян 41:1, Деян 47:1) являются каждый в отдельности и все вместе избранными — от вечности, ибо Церковь есть выражение вечной мысли Божией. 1Пет 2:9. Кол 3:12. Мф 24:31. Лк 18:7. Еф 1:4-5:27. Рим 8:28.

В том месте, где сказано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим 9:8), ненависть должно понимать как пренебрежение: сравните: Лк 14:26, где также не может быть речи о чувстве ненависти. И если Иисус говорит: «Много званных, а мало избранных» (Мф 22:14), то смысл слова «избранных» здесь тот, что немногие составляют отборную, годную группу только потому, что — как очевидно из сопоставления — не идут на зов Божий.

Хотя Бог все сделал и все делает, чтобы привести нас к Церкви избранных, однако свободная воля человека может противиться Его зову и водительству (Деян 7:51); поэтому те, которые вняли Его зову, и заботятся о том, чтобы удержаться на пути, ведущем к цели, и не погрузиться вновь в обманчивую трясину мира. 2Пет 1:1, 2Пет 5:1, 2Пет 10:1, Рим 2:6, Рим 2:12, Рим 2:13; 1Кор 10:2.

Впрочем будем помнить, что и там, где временное отвержение является следствием непослушания, еще не всегда конец Божиим мероприятиям для спасения сошедщих с Его пути: Он в Своей славе совершает дивное и непостижимое, несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем; таков смысл разсуждений в Рим. гл. 9-11.


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter