А. ВВЕДЕНИЕ И ОБЩИЯ ПОЛОЖЕНИЯ.
Грехопадение человека повлекло за собою милостивое вмешательство Бога в судьбу людей. В проклятии, произнесенном над змием, уже включено было грядущее искупление. Быт 3:15.
1) Сам себя человек не может искупить. Падение человека произвело перемену в его природе и в его отношении к миру. Искупление равносильно возвращению его в прежнее состояние, как внутреннее, так и внешнее, в каком он ранее пребывал. Он должен очиститься, вина его должна быть с него снята. Сам себя искупить человек не может, потому что:
а) не может преодолеть тяготеющего над ним закона, требующего безусловного послушания. Мф 22:37; Гал 3:10. Позднейшее послушание не может устранить совершившагося ранее ослушания.
б) не может быть преодолено и нравственное препятствие к самоискуплению. Иов 14:14; Ин 3:6. Грешник не ищет освящения и, во всяком случае, бессилен вернуть сам себе утерянную им непорочность, а это есть непременное условие искупления. Евр 12:14.
2). Искупление невозможно с помощью других творений. Несомненно, что если грешник не в силах сам себя искупить, то в этом не могут ему помочь и прочия сотворенные существа. Тварь не свободна и состоит в зависимости от Творца. Даже и высшия творения, ангелы, подчинены закону Бога. Закон же этот совершен и проявляется во всем могуществе любви Божией. Все сотворенное может любить Бога и служить Ему лишь за себя лично. Если бы нашлось творение, способное искупить грех такого же другого творения, то о нем нельзя было бы мыслить иначе, как стоящим над законом. Но выше закона стоит один лишь Бог.
3). Желает ли Бог нашего спасения?
а) Наблюдение над природою показывает нам с очевидностью желание Божие нашего спасения. Природа являет доказательства благости Божией. Дары Божии не зависят от нравственных качеств человека. Пс 102:10; Пс 144:15−16; Пс 146:8−9; Мф 5:45; Мф 6:26.
б) Человек подвергается бесчисленным опасностям, но природа предлагает ему и неограниченные средства защиты и исцеления.
в) Понятие самопожертвования, по всей вероятности, возникло не с сотворением человека, но внушено ему Богом. Быт 3:21.
г) Насколько темны силы природы, настолько ясно и непреложно откровение Божие. От грехопадения Адама до рождения Христа предопределение Божие об искуплении постепенно приобретало все большую полноту и ясность. Быт 3:15; Быт 4:4; Быт 5:24−29; Быт 6:8; Быт 14:18; Ин 8:56; Ис 53:1−12; Дан 9:24−27; Иоиль 2:28−32; Зах 13:1−7.
Д) В деле искупления участвует и Дух Святой. Быт 6:3; Исх 31:2−3; Суд 6:34; Суд 11:29; Неем 9:20; Ис 44:3; Ис 44:4; Ис 59:21; Ис 63:11; Агг 2:5.
4). Искупитель или Мессия уже пришел. Пророчества и исторические события с достаточной ясностью свидетельствуют о том, что Мессия давно уже пришел. Быт 49:10; Дан 9:25; Агг 2:6−9; Мал 3:1.
5). Иисус Христос или Мессия в исполнившихся о Нем пророчествах.
а) От начала времен единосущен Богу-Отцу. Ис 9:6; Мих 5:2; Зах 13:7; Мф 3:17; Ин 1:1−3; 1Ин 5:20.
б) Рожден от непорочной Девы. Ис 7:14; Мф 1:18−25; Лк 1:26−33.
в) Рожден в Вифлееме Иудейском. Мих 5:2; Лк 2:4; Лк 2:11; Ин 7:42.
г) Он родился в то время, когда «скипетр еще не отошел от Иуды» и в конце седмиц, предсказанных Даниилом, в то время, когда храм еще не был разрушен. Быт 49:10; Мф 2:1; Дан 9:25; Лк 2:1; Агг 2:6−9; Мф 24:1−2.
д) Он — потомок Авраама, колена Иудина, семейства Давидова. Быт 22:18; Быт 49:10; 2Цар 7:16; Ис 11:1−9.
е) Родился в среде людей бедных и незначущих. Ис 53:2; Лк 2:7−24; Ис 49:7; Мф 8:20; Мк 6:3.
ж) Узнан Он по делам милосердия, благодати и необычайного могущества. Ис 35:3−6; Ис 42:7; Ис 61:1−3; Ин 5:36; Ин 5:37; Ин 10:24; Ин 10:25.
з) Презрен и отвергнут людьми. Ис 53:3−7; Лк 23:18−21; Ин 1:10; Ин 1:11.
и) Принял мученическую смерть и тело Его было пробито. Ис 53:8; Дан 9:26; Лк 23:23, 33; Пс 21:17; Зах 12:10; Ин 19:34; Ин 20:25.
и) Прочия пророчества, относящиеся к Его смерти. Пс 21:8 Пс 9:1 Пс 19:1; Пс 68:22; Исх 12:46; Ис 53:9; Ис 53:12; Мф 27:34, 39−43; Мф 27:57−60; Мк 15:27; Ин 19:23−24, 33, 36.
К) О воскресении Его из мертвых, вознесении и освобождении плененных смертью. Пс 15:9−11; Пс 67:19; Мф 28:5−7; Деян 1:9−11.
6). О воплощении. Воплощение, иначе одухотворение плоти. Воплотившись, Христос стал человеком, оставаясь в то же время Богом, и жил среди людей как человек. Божественное не превратилось в человеческое, не смешалось с плотью. Божественное начало сочеталось с человеком, не меняя своей сущности. Верою мы познаем, что мир принял свой вид и формы по слову Божию; верою же мы познаем, что Создавший и оформивший мир, принял на Себя плоть, воплотился. Евр 1:1; Евр 11:3.
Воплощение не могло умалить или изменить природу и свойства Бога, но повлияло на их проявление во вне. Слава, которую Сын имел у Отца, оставалась сокрытой, пока Он пребывал среди людей. Ин 1:14; Ин 17:5; Лк 1:32; Флп 2:7.
Люди видели преимущественно человеческую сторону Иисуса и лишь по временам исходило от Него видимое им сияние предвечной славы. Мф 7:28−29; Мф 17:1 Мф 2:1; Ин 3:2; Ин 7:46.
7). Ветхозаветные предсказания о воплощении.
А) В первом обетовании Адаму. В повторении обетования Аврааму, Исааку, Иакову и Давиду Иисус должен был явиться их потомком. Быт 3:15; Быт 22:18; Быт 28:14; 2Цар 7:12−29.
Б) Явления Бога в Ветхом Завете были обнаружением Его в личности Сына: Аврааму. Быт 18:1; Иакову. Быт 32:22−32. Иисусу Навину. Иис. Нав 5:13; Нав 6:5. Маною и его жене. Суд 13:1.
В) Исаия предсказал: «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14). Через это Сын становился Человеком, имя же Ему: Еммануил, то есть: с нами Бог. Ис 9:6; Зах 13:7; Мф 1:23; Мф 26:31.
8). Необходимость воплощения. Она вызвана грехом. Бог, пожелав искупить погибший род людской, не мог это привести в исполнение иначе, как через воплощение. Искупителя. Лишь Бог мог искупить; нарушение закона должно быть отмщено, оскверненная природа — очищена и обновлена. Ни людям, ни ангелам это невозможно; искупить мог лишь Божественный Спаситель. Самое исполнение искупления Бог совершает согласно Своей всеправедности. Его совершенный закон не может быть оставлен в пренебрежении. Искупитель подчинен закону и его силе. Но, чтобы совершить это, Он должен выступить из сферы Божественной и приобщиться к человеческому естеству (Евр 2:14−16). Ему невозможно было перестать быть Богом; но Ему доступно воспринять в Себя человеческую природу, облечься в плоть человеческую.
9). Посредник. Буквально греческое слово это означает: идущий посредине; в это понятие входит дополнительно представление о примирении.
А) Слово посредник не дает представления о средствах, которыми посредник пользуется.
В случае недоразумений посредник ограничивается лишь словесным объяснением или истолкованием. В случае явного совершения зла посредник ищет путей к примирению и уступок в пользу ближнего и в таком случае становится заступником.
Когда же произойдет значительное нарушение закона и прав одной из сторон, то посредник может выступить в роли поручителя. В случае, если обязательства, выпавшия на долю оскорбителя, таковы, что превышают его личные силы и средства, то посредник принимает их бремя на себя и становится в полном смысле слова искупителем.
Б) В приложении ко Христу понятие Посредник означает, что Он стал между Богом и людьми, чтобы примирить обе стороны, разъединенные грехом, и вернуть человеку утерянное им состояние святости и мирного единства с Богом. Евр 2:9−18; Евр 4:14−16; Евр 5:1−9.
10). Примирение. Богословская наука применяет это слово для определения той части священнического служения Господа Иисуса Христа, в котором Он дал удовлетворение требованию закона и справедливости Божией в отношении грешного человечества, и спас род людской. В этом смысле это слово означает не столько самый факт примирения, сколько то, что к примирению привело.
В Ветхом Завете значение еврейского слова примирение ближе к понятию: покрытие. Пс 31:1. Вина как бы уничтожена покрытием греха.
В Новом Завете этому понятию придается значение замены, смены вражды любовью, из чего вытекает примирение (Рим 5:11), или освобождение путем выкупа. Рим 3:24; Мф 20:28; 1Пет 1:18−19. Как евреи, так и язычники хорошо понимали понятие: умилостивление; согрешив, они должны были приблизиться к жертвеннику и возложить на него очистительную жертву. 1Ин 2:2.
Резюмируя сказанное, мы можем определить понятие примирения как дело Христа, давшего закону и Богу удовлетворение за грехи людей и, как верховный Первосвященник, став послушен до смерти, Он совершил до конца Свое служение заступничества.
11). Искупление (в противоположность примирению). Примирение есть основа и средство искупления в то время, как искупление есть результат примирения. Искупление имеет две стороны: законную и нравственную. Дело Иисуса Христа покрывает требование закона и обезпечивает человеку оправдание. Дело Духа Святого обновляет испорченную природу человека, возрождает грешника, возстанавливая в нем образ Божий, обезпечивая человеку освящение.
Б. ЛИЧНОСТЬ ИСКУПИТЕЛЯ.
1). Он — воистину Бог (прочти сказанное о Св. Троице).
2). Он — воистину человек.
Будучи потомком Авраама, Он, по природе Своей как человек, ничем не отличается от прочих людей.
а) Доказательства общего характера в библейских текстах. Мф 12:8; Мф 12:13−37; Мф 16:13; Мф 25:31; Ин 3:14; Ин 8:28; Ин 13:31; Гал 4:4; 1Тим 2:5; Евр 2:14.
б) Доказательства Его плотского существа. Мф 2:1; Мк 4:38; Лк 2:52; Ин 4:6−8; Ин 19:32−34.
в) Доказательства Его духовных и умственных свойств, общих с прочими людьми. Мф 4:1−11; Мф 26:38; Мк 10:14; Мк 11:13; Лк 2:52; Лк 4:16−22; Ин 2:24; Ин 11:3−5; Ин 11:33.
3). Он — воистину Богочеловек.
Обе природы, божественная и человеческая, слиты во едино во Христе как Богочеловеке.
а) Подтверждение сему находим во многих текстах: Ин 1:14; Рим 3:4; Рим 8:3; Рим 9:5; Гал 4:4; Флп 2:11; 1Ин 4:3.
б) Тексты, подтверждающие человечность Христа при одновременном именовании Его Богом. Мф 1:23; Лк 1:31−32; Деян 20:28; Рим 8:32; 1Кор 2:8; Кол 1:13−17.
в) Тексты, подтверждающие божественность Христа при одновременном именовании Его человеком. Ин 3:13; Ин 6:62; Рим 9:5; Откр 5:12−13.
В. СЛУЖЕНIЕ ИСКУПИТЕЛЯ, КАК ПРОРОКА, СВЯЩЕННИКА И ЦАРЯ.
1). Пророк. Пророком мы называем того, кто имеет полномочия от Бога возвещать людям Его волю и быть толкователем ея.
а) Христос словом и делом осуществлял пророческую власть Свою. Мф 5:24.
б) Помимо слова и дела еще и: Духом Своим, и вдохновением служителей Церкви Божией: апостолов, пророков и учителей. Еф 4:11−12; 1Ин 2:20; 1Ин 5:20. Он и продолжает пророческое служение Свое во веки веков. Откр 7:17; Откр 21:23.
2). Священник. Священник — это тот, кто «приближается к Господу, будучи освящен». Исх 19:22; Евр 5:1.
а) Взят из среды людей, чтобы быть их представителем и предстателем за них;. Исх 28:9; Исх 12:21, 29; Евр 5:12.
б) Избран Богом. Исх 28:1; Чис 16:5; Евр 5:4.
в) Должен быть свят: непорочен и посвящен Богу. Исх 39:30−31; Лев 21:6, 8; Пс 105:16.
г) Имеет право приближаться к Господу, приносить Ему жертвы и ходатайствовать пред Ним. Исх 19:22; Лев 16:3; Лев 7:12, 15; Чис 16:5.
д) По смыслу Ветхого Завета Христос — священник. Пс 109:4; Зах 6:13.
е) Ему присвоены священнические обязанности. Ис 53:10; Дан 9:24−25. Ветхозаветный храм, богослужение в нем и все жертвоприношения были прообразами Христа и служения Его. Кол 2:17; Евр 9:10−12; Евр 10:11−12.
ж) По смыслу Нового Завета Он взят из среды людей, чтобы предстательствовать за них пред Богом. Евр 2:16; Евр 4:15. Избран Богом. Евр 5:5−6. Был совершенно свят. Лк 1:35; Евр 7:26. Имеет ближайший доступ к Отцу и всегда бывает услышан Им. Ин 11:42; Ин 16:28; Евр 1:3; Евр 9:11−24.
1) Он посредничает вообще. Ин 14:6; 1Тим 2:5; Евр 8:6.
2) Приносит жертвы. Еф 5:25; Евр 9:26; Евр 10:12; 1Ин 2:2.
3) Ходатайствует. Рим 8:4; Евр 7:25; 1Ин 2:1.
з) Христос, будучи священником, принес жертву примирения за нас, заменив нас Собою. Заместитель же тот, который действует или страдает вместо другого лица; его действия или страдания всецело засчитываются лицу им замещенному. Это вполне применимо к заместительному подвигу Христа. 2Кор 5:14−15, 20; Гал 3:13; Флм 1:1; 1Пет 3:18.
Союз «за» или «для» означает заместительство. Мф 2:22; Мф 5:38; Мф 20:28; Мк 10:45; 1Тим 2:6. Это заместительство выражено в Св. Писании еще и словами, что грехи наши возложил на Себя Христос. Лев 7:18; Чис 18:27; Пс 105:31; Ис 53:12; Лк 22:37; Рим 2:26; Рим 4:3−9; 2Кор 5:19−21; Гал 3:13.
Подвиг Христа, как священника, является:
1) в отношении Бога: умилостивлением. Рим 3:25−26; Евр 2:17; 1Ин 2:2; 1Ин 4:10.
2) в отношении грешника: искуплением, освобождением через выкуп. Ис 51:11; Ис 62:12; 1Кор 7:23; Гал 3:13−14; 1Тим 2:6; 1Пет 1:18−19; Откр 5:9.
3). Царь. Учение о Царстве Христа есть одна из главнейших основ Св. Писания. Дан 2:44; Мф 13:1; Мф 22:1−14; Лк 13:22−30; Лк 17:20−21; Рим 14:17; Еф 1:10; Еф 1:20−22; 1Пет 3:22.
а) Владычество Христа обнимает весь мир. Мф 28:18; Еф 1:17−23; Флп 2:9−11. Отдельные его свойства:
1) Царство могущества, коему подчинена вселенная. Ин 5:22−27; Ин 9:39; 1Кор 15:25; Евр 10:12−13.
2) Царство благодати, проникающей и просветляющей все премудрые Его законы и установления.
3) Царство славы, которому не будет конца.
б) Предметом владычества Христова является усовершение Церкви Его. Еф 1:22−23. С этой целью:
1) все должно содействовать ко благу народа Его. Рим 8:28.
2) устанавливается Царство Божие. Лк 22:29; Ин 14:2.
3) враги повергаются к ногам Его. 1Кор 15:25.
4) все и все поклоняются Ему. Евр 1:6; Откр 5:9−13.
в) Царству этому присвоены следующие названия:
Царство Божие. Лк 4:43, ибо оно — божественного происхождения и управление им осуществляется силою Божиею.
Царство Христа. Мф 16:28; Кол 1:13, ибо Христос есть Глава и Повелитель его. Царство Небесное. Мф 11:12. Происхождение и свойства его суть свыше и окончательное завершение его будет в небесах.
г) Проявление владычества Христова в Его Царстве двоякое: воинствующее. Еф 6:11−17 и торжествующее. Откр 3:21. Соответственно сему Христос изображен: как Военачальник (Откр 19:11; Откр 19:16), и как Вседержитель на престоле Своем (Откр 21:5, 22−23). Престол, на котором возседает Христос, является: престолом благодати. Евр 4:16; престолом суда Откр 20:11−15 и престолом славы. Откр 4:25; Откр 5:6.
д) Царство Христа есть Царство духовное, потому что:
1) Царь его есть Царь духовный, а не земной. Мф 20:28; Ин 18:36.
2) престол Его одесную Бога. Евр 1:3.
3) скипетр Его есть скипетр духовный. Пс 109:2; Ис 61:1−3; Ис 63:1.
4) граждане этого Царства также духовные. Ин 4:24.
5) господство Его проявляется духовно. Зах 4:6−7.
6) Законы Царства сего духовные. Ин 4:24.
7) благословения и кары, постигающие граждан его, также духовные. 1Кор 3:4−11; 2Кор 10:4; Еф 1:3−8; 2Тим 4:2; Тит 2:15.
е) Христос на престоле одесную Отца. Это следует понимать как изображение славы Христа в небесах, где Он, как Богочеловек, вознесен превыше всякой славы и могущества. Пс 109:1; Дан 7:13−14; Мф 26:64; Мк 16:19; Ин 5:22; Рим 8:34; Еф 1:20−22; Флп 2:9−11; Кол 3:1; Евр 1:3−4; Евр 2:9; Евр 10:12; 1Пет 3:22; Откр 5:6.
Г. УЧАСТИЕ ДУХА СВЯТого В ИСКУПЛЕНIИ.
(О личности и божественности Его сказано выше, в отделе 1-м о Св. Тройце).
1). Отец и Сын действуют через Духа Святого. Он сходит на людей и облекает их силою свыше, делая их пророками или учителями. Быт 41:38; Исх 31:1−3; Исх 35:31; Чис 11:29; Чис 24:2; 1Цар 10:10; 2Пар 15:1; Ис 63:11; Иез 11:23−24.
2). Особое назначение и служение Духа Святого.
а) обличает о грехе. Ин 16:8; Деян 2:37.
б) возрождает. Ин 3:3−5; Ин 6:63; Тит 3:5−7.
в) свидетельствует об Иисусе. Евр 10:15; Ин 5:7.
г) удостоверяет нас. Рим 8:14−16; 1Ин 4:13.
Д) вдохновитель Св. Писания и наш Наставник. Ин 14:26; Ин 16:13; 1Кор 2:9−13; 1Кор 12:3−8; 1Фес 1:5; 2Тим 3:16; Евр 3:7; 2Пет 1:21.
е) обитает в учениках Иисуса Христа. 1Кор 2:9−16; 1Кор 6:17; 1Кор 12:13; Гал 3:5; Гал 4:6; Гал 5:25; Еф 2:22; Еф 3:16; Еф 5:18; 1Пет 1:11; 1Ин 3:24.
ж) изливает любовь Божию в наши сердца. Рим 5:5.
з) в Нем источник надежды, радости, мира, свободы. Гал 5:22; 2Кор 3:17.
и) Утешитель. Ин 14:16; Ин 14:26; Ин 15:26; Ин 16:7; Деян 9:31; Рим 15:13.
и) освящает. Рим 8:6−11; 1Кор 6:11; Гал 5:22−26; 2Фес 2:13.
3). Дары Духа Святого. Ин 14:17; 1Кор 3:16; 1Кор 6:19−20; Лк 4:17−21; Ин 3:34; Деян 10:38; Ис 44:3; Деян 1:5, 8; Деян 2:4; Деян 2:38−39; Деян 4:31; Деян 10:44; Деян 11:15; Деян 13:32.
Д. ИСКУПЛЕНИЕ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВЕРУЮЩОГО.
1). Единение Христа с верующими.
а) Природа его. Христос, будучи вторым Адамом (1Кор 15:22), принимает на Себя в завете благодати исполнение обязательств, лежавших, в силу завета ветхаго, на Адаме и им нарушенных. Он и совершает их во имя «овец», порученных Ему Отцом. Природа этого единения духовна и животворяща.
1) Единение духовное. 1Кор 6:17; 1Кор 12:13; 1Ин 3:24; 1Ин 4:13.
2) Единение жизненное. Ин 14:19; Гал 2:20.
3) Охватывает всего человека. 1Кор 6:15; 1Кор 6:19.
4) Единение нерасторжимое. Ин 10:28; Ин 14:23; Ин 17:21, 23; 1Фес 4:14, 17.
б) Последствия этого единения. Верующие пребывают во Христе через завет Им данный. Рим 8:1; Еф 1:6, 11, 13; Флп 3:8−9; Кол 2:10. Посредническое служение Его трояко: 1) Пророческое. Через единение с Ним верующий становится пророком. Ин 16:13; 1Ин 2:27, 2) Священническое. Верующий равным образом является и священником в Нем и через Него. Ис 61:6; 1Пет 2:5; Откр 20:6, 3) Царственное. Во Христе верующий становится царем. 1Пет 2:9; Откр 3:21; Откр 5:10. Верующие приближаются к Нему, проникаясь силами от Него исходящими и ими питаясь. Духовно. Рим 8:9; Флп 2:5; 1Ин 3:2. Телесно. Рим 6:5; 1Кор 6:17, 19; 1Кор 15:47, 49; Флп 3:21. Таким образом они приносят плод Христу и телами своими и душами, которые Христовы. Ин 15:5; 2Кор 12:9; 1Ин 1:6.
в) Это ведет к единению со Христом в трудах, страданиях, опыте, искушениях, смерти и наконец к причастию в Его славе. Гал 6:17; Флп 3:10; Евр 12:3; 1Пет 4:13.
г) К полноте слияния со Христом в жизни и смерти. Рим 14:8; 1Кор 6:19−20.
д) Приемля крещение во Христа и участвуя в преломлении хлеба, верующие становятся одно с Ним. 1Кор 10:16; 1Кор 11:26; Гал 3:27.
2). Проявление этого воздействия.
а) Раскаяние. Раскаяние подразумевает сознание своей вины, оскверненности и беспомощности; уверенность в милосердии Божием во Христе, скорби и ненависти ко греху; решительное отвращение от него и обращение к Богу, вместе с неуклонным стремлением к новой жизни, в безусловном повиновении Богу.
1) истинное раскаяние приводит верующего к постижению святости Бога, выражающейся в Его законах и Евангелии и к сознанию как пагубности греха, так и своей личной греховности. Иов 42:6; Пс 50:6, 11; Рим 3:20.
2) Проснувшаяся совесть отражает в себе закон Божий и требует примирительной жертвы, отвечающей размеру содеянного.
3) Раскаяние должно быть искренним и полным; вызвано молитвенным углублением в Св. Писание и самоосуждением. Ненавидя грехи, как тайные так и явные, и отрекаясь от них, верующий открыто исповедует их и предоставляет себя на служение Богу.
4) Примеры раскаяния в Св. Писании:
а) истинного. 2Цар 12:13; Пс 50:6; Лк 15:18, 21; Лк 18:13.
б) ложного. Исх 9:27, 34; Исх 10:16, 20; 1Цар 15:24; Мф 27:4−5.
б) Вера.
1) Определение ее в Новом Завете. Приятие ее в силу убеждения. Рим 14:22. Добрая вера, верность, искренность. Рим 3:3; Тит 2:10. Единодушный подвиг за нее. Флп 1:27; 2Фес 2:13. Вера в Бога и в Нем. Мк 11:22; 1Фес 1:8; Евр 6:1; 1Пет 1:21. Во Христа. Деян 24:24; Рим 3:35; Гал 2:16−20. Предмет веры и откровение ее в Евангелии. Рим 1:5; Рим 10:8; 1Тим 4:1; Иуд 1:3; Иуд 1:20.
2) Знание есть признание разумом известной истины, вера же это знание приемлет и утверждает. В этом смысле всякое проявление веры включает в себя и познание той или иной истины.
3) Вера покоится, во-первых, на непоколебимой верности Бога, обусловленной Его сверхестественным самооткровением (Ин 3:33); во-вторых, — на духовном просветлении верующаго, на его убеждении в могуществе истины, и на свидетельстве Духа Святого. Однако, основана вера не на мудрости человеческой, но исключительно на могуществе Божием. 1Кор 2:5−12.
4) Двояким путем мы познаем, что Бог по вере нашей открыл нашему познанию известные истины:
?) через самоё истину, воспринимая ее духовно, опытно, разсудочно. Иер 23:29; Ин 6:33; Ин 14:7, 26.
?) через очевидность бытия Бога и Его могущества, сопровождающих распространение истины и свидетельствующих о том, что она исходит от Него. Таково чудо исполнения предопределений Божиих и пророчеств. Ин 5:36; Евр 2:4.
5) Спасительность веры сводится к одному, но необходимому условию: упованию на Господа Иисуса Христа, о чем неоднократно говорит Св. Писание. Ин 7:38; Деян 9:42; Деян 16:31; Гал 2:16. Вера в кого-либо непременно подразумевает и упование и доверие к нему. Деян 26:18; Гал 3:26; 2Тим 3:15; Евр 11:1.
6) В Св. Писании мы находим тексты по разному передающие одно и то же основное понятие о вере в Иисуса Христа. «Приняли Его» (Ин 1:12); «Ко Мне обратитесь, и будете спасены» (Ис 45:22; Ин 3:14; Ин 3:15); «Прибегнуть к Нему» (Евр 6:18); «Придти ко Христу» (Мф 11:28; Ин 6:35, 37); «довериться Христу» (2Тим 1:12).
7) Предметом веры является личность и дела Господа Иисуса, Посредника и Ходатая.
?) Мы оправданы верою в Иисуса Христа. Рим 3:22, 25; Гал 2:16; Флп 3:9.
?) Мы спасены верою в Него. Ин 1:12; Ин 3:16, 36; Ин 6:35; Деян 10:43; Деян 16:31.
?) Отвержение Иисуса Христа, отказ признать над собою власть всеправедного Господа является причиною проклятия. Ин 3:18−19; Ин 8:24.
8) Уверенность в спасении приобретается путем веры. Рим 8:16; 2Пет 1:10; 1Ин 2:3; 1Ин 3:14; 1Ин 5:13; 2Тим 1:12; 2Тим 4:7−8. При условии совершенного смирения. 1Кор 15:10; Гал 6:14. Побуждает к большему усердию в молитве и служении Богу. Пс 50:14 Пс 15:1 Пс 21:1. Ведет к строгому самоанализу и искреннему стремлению быть поучаему и наказуему Богом. Пс 138:23−24. К постоянному стремлению быть ближе к Господу. 1Ин 3:2−3.
9) Живая вера рождает добрые дела. Деян 15:9; Деян 26:18; Гал 5:6; Иак 2:14−26; Ин 5:4.
в) Возрождение.
1) Св. Писание обозначает это дело Господа следующими словами: создание. Еф 4:24. Рождение. 1Ин 4:7. Оживление. Ин 5:21; Еф 2:5. Призвание от тьмы в чудесный свет. 1Пет 2:9. Возрожденные: перешли от смерти в жизнь. Рим 6:13. Стали новой тварью. 2Кор 5:17. Рождены вновь. Ин 3:3, 7; предназначены исполнять добрые дела. Еф 2:10.
2) Доказательства того, что возрождение есть несомненная действительность:
?) Св. Писание утверждает, что возрождение необходимо. 2Кор 5:17; Гал 6:15.
?) В чем оно состоит. Еф 2:5; Еф 4:23−24; Иак 1:18; 1Пет 1:23.
?) Оно одинаково нужно как непорочному, так и наиболее грешному и развращенному. 1Кор 15:10; Гал 1:13−16.
?) Происходит через обновление Святым Духом. Тит 3:5.
?) Через сравнение человека под благодатью с человеком природным. Рим 6:13; Рим 8:6−10; Еф 5:8.
?) Через опыт христианина и пример его жизни.
3) Доказательства того, что верующие имеют нередко сверхестествснные откровения.
?) Они необходимо нужны. Ин 16:3; 1Кор 2:14; 2Кор 3:14; 2Кор 4:3.
?) Св. Писание утверждает эту необходимость. Пс 18:8−9; Пс 42:3; Пс 42:4; Ин 17:3; 1Кор 2:12−13; 2Кор 4:6; Еф 1:18; Флп 1:9; Кол 3:10; 1Ин 4:7; 1Ин 5:20. Возрожденный прежде всего познает превосходство божественной истины; затем ему становится понятно, насколько важно для него держаться требований этой истины.
4) Доказательства необходимости возрождения.
?) Об этом учит Св. Писание. Ин 3:3; Рим 8:6−7; Еф 2:10; Еф 4:21−24.
?) Вытекает из существа греховной природы человека. Рим 7:18; Рим 8:7−9; 1Кор 2:14; Еф 2:1.
?) Объясняется требованиями чистоты и непорочности небесной жизни. Пс 35:8; Пс 52:1; Мф 5:8; Мф 13:41; Евр 12:14; Откр 21:27.
?) Возстановление святости есть конечная цель плана Божия нашего спасения. Рим 8:28; Рим 8:29; Еф 1:4; Еф 5:5, 26−27.
г) Оправдание.
1) Основное требование его в том, чтобы было достигнуто полное согласование со всеми требованиями нравственности.
2) Состоит в признании человека праведным.
?) потому что жизнь его согласуется с требованиями нравственного закона. Лк 7:29; Рим 3:4.
?) Потому что требования закона исполнены сполна и человек чист пред Богом. Деян 13:39; Рим 5:1; Рим 5:9; Рим 8:30, 33; 1Кор 6:11; Гал 2:16; Гал 3:11.
3) Грешники получают оправдание помимо дел через кровь Христа, по вере, свободно, в силу благодати. Рим 3:20−28; Рим 4:5−7; Рим 5:1; Гал 2:16; Гал 3:11; Гал 5:4; 1Ин 2:2. Понятие — противоположное осуждению. Рим 8:33−34. Та же мысль, выраженная иными словами и при других обстоятельствах. Ин 3:18; Ин 5:24; Рим 4:6−7; 2Кор 5:19.
4) Выражения: «праведность» и «праведность Божия» означают в Новом Завете:
?) Святость человека. Мф 5:6; Рим 6:13; Рим 10:3−5; Флп 3:9; Тит 3:5.
?) Заместительство в послушании и страданиях Иисуса Христа, через которые мы приобретаем праведность и усвоиваем ее по силе веры нашей. Рим 3:22; Рим 4:6, 11; Рим 10:4−10; 1Кор 1:30. Выражение «праведность Божия» означает совершенную праведность или полное удовлетворение всех требований закона. Мф 6:33; Рим 1:17; 2Кор 5:21; Иак 1:20.
5) Слово «оправдание» мы встречаем лишь в посл. к Рим 4:25 и Рим 5:16, 18. Оно означает отношение человека к закону, в которое он становится в результате праведности, полученной через подвиг Христа. Он освобожден от всякого наказания и награда, обещанная за послушание, становится его достоянием.
6) Требования закона, обусловливающие оправдание грешника. Закон налагает известные ограничения и полагает наказание в случае нарушения этих ограничений. Поэтому грешник, признанный виновным, должен, по закону, быть подвергнут взысканию. Рим 10:5; Гал 3:10−13.
7) Доказательства того, что делами грешник не оправдывается.
?) Ап. Павел неоднократно об этом пишет. Гал 2:16; Флп 3:9.
?) Закон требует совершенного послушания. Послушание в одном случае никогда не покрывает ослушания в другом. Гал 3:10, 21; Гал 5:3.
?) Если мы оправдываемся делами, то Христос напрасно умер. Гал 2:21; Гал 5:4.
?) Оправдание делами не совместимо с оправданием по благодати. Рим 11:6; Еф 2:8−9.
?) Оправдание делами послужило бы поводом к самовосхвалению. Рим 3:27; Рим 4:2.
?) Ап. Павел ссылается и на Ветхий Завет, в доказательство того, что все люди грешны (Рим 3:9−10) и что, следовательно, не могут получить оправдания по делам. Пс 142:2; Рим 3:20. Он приводит текст из прор. Авв 2:4 в доказательство, что праведный жив будет по вере, по примеру Авраама. Гал 3:6.
8) Основанием для оправдания служит праведность Христа. Рим 10:4; 1Кор 1:30. Вера есть главнейшее средство к достижению оправдания. Еф 2:8.
Оправдание есть объявление со стороны Бога, что закон получил удовлетворение по причине праведности Иисуса Христа, которая вменяется верующим по вере их в Него.
9) В каком смысле вменяется верующему праведность Христова?
Вменение есть полномочное право Господа как Верховного Судьи.
?) Вину и ответственность грешника Он возлагает на Христа, как Заместителя. (Ис 53:5, 11; Ин 1:29; 2Кор 5:21; Гал 3:13). Поэтому,
?) Праведность Христа Он присвоивает и нам, то есть предоставляет нам законное право на награду в силу завета благодати. После чего уже поступает с нами как с людьми, возстановленными во всех их правах. Рим 4:6; Рим 10:4; 1Кор 1:30; 2Кор 5:21; Флп 3:9. Вменение совершается на основании приговора суда Божия. Христос стал грехом через вменение Ему наших грехов: 2Кор 5:21. Так и мы становимся святыми через вменение нам Его праведности. 1Кор 1:30. Переносится наша вина на Него, а равно и Его заслуга — на нас. Рим 5:12−21; Рим 3:21; Рим 4:6.
10) Свойства мира, проистекающего из оправдания.
?) Мир с Богом. Справедливость Его всецело удовлетворена праведностью Иисуса Христа. Рим 5:1; 2Кор 5:19; Кол 1:21; Еф 2:14. Во свидетельство о мире этом нам дан Его Дух Святой. Рим 8:15−16; Евр 10:15; Евр 10:17. Любовь Его пролилась в наши сердца (Рим 5:5) и через это установлено наше единство с Ним.
?) Внутренний мир и спокойствие совести через воспринятие праведности, которою мы оправданы. Евр 9:15; Евр 10:2, 22.
д) Усыновление.
1) Разумеет тех, к кому относятся в Св. Писании имена: «сынов» и «детей Божиих».
?) В узком смысле слова это название присвоено Второму Лицу Св. Троицы.
?) В широком смысле распространяется на ангелов, как на избранные творения Божии. Иов 1:6; Иов 38:7.
?) К начальствам, пользующимся преимуществом предоставленной им Богом власти. Пс 81:6.
?) Праведникам, как усыновленным чадам Божиим. Это сыновство может быть двояким: Наружное и всеобщее. Исх 4:22; Рим 9:4. Внутреннее, духовное. Гал 4:5; Еф 1:4−6.
2) Обнимает тех, которые в Св. Писании обозначены как дети Божии по усыновлению.
?) Божественны по происхождению от Бога. Ин 1:13; Иак 1:18; 1Ин 5:18.
?) Рожденные по образу Божию и подобные Ему. Рим 8:29; 2Кор 3:18; Кол 3:10; 2Пет 1:4.
?) Носящие Имя Божие. 1Ин 3:1; Откр 2:17; Откр 3:12.
?) Будучи предметом Его особой любви. Ин 17:23; Рим 5:5−8; Тит 3:4; 1Ин 4:7−11.
?) Дух Сына Божия (Гал 4:5; Гал 4:6), обитающий в верующем, делает его достойным быть чадом Божиим послушным (1Пет 1:14; 2Ин 1:1); свободным от сознания своей вины, от подчиненности закону и от страха смерти (Рим 8:15; Гал 5:1; Евр 2:15); проникнутым чувством святого мужества и царского достоинства. Евр 10:19, 22; 1Пет 2:9; 1Пет 4:14.
?) Обезпечены утешением, обилием всего необходимого. Пс 124:2; Ис 66:13; Лк 12:27−32; Ин 14:18; 1Кор 3:21−23; 2Кор 1:4.
?) Для их же пользы подвергаются отеческому наказанию рукою Божией. Пс 50:13−14; Евр 12:5−11.
?) Наследуют богатство славы Отчей, как наследники Божии и сонаследники Христу. Рим 8:17; Иак 2:5; 1Пет 1:4; 1Пет 3:7; вознесены будут телесно в единство славы с Отцом Небесным. Рим 8:23; Флп 3:21.
3) Усыновление даруется Отцом по заслугам Сына и при содействии Духа Святого. Ин 1:12−13; Гал 4:5−6; Тит 3:5−6; Рим 8:17, 29; Евр 2:17; Евр 4:15. Все верующие становятся через усыновление друг другу братьями. Еф 3:6; 1Ин 3:14; 1Ин 5:1.
е) Освящение.
1) Очищает телесно и духовно. Евр 9:13. Делает чистым в смысле нравственном. 1Кор 6:11; Евр 13:12. Обособляет к служению святому и посвящает Богу. Мф 23:17; Ин 10:36; Мф 6:9; 1Пет 3:15.
2) Обновление это есть творческое дело Духа Святого, создающее новую духовную жизнь в душе верующего. Освящение состоит в поддержании и развитии дела Духа Святого, облагораживающего все духовные способности верующего, очищающего его и ограждающего от вредных влияний, тормозящих духовную жизнь.
3) В чем состоит очищение тела? В очищении его как храма Духа Святого. 1Кор 6:19. В очищении его как члена тела Христова. 1Кор 6:15. Оно станет подобно прославленному телу Христову. 1Кор 15:44; Флп 3:21.
4) От кого исходит освящение и кем оно осуществляется? Отцом небесным. 1Фес 5:23; Евр 13:21. Сыном. Еф 5:25−26; Тит 2:14. Духом Святым. 1Кор 6:11; 2Фес 2:13.
5) В деле освящения действует и проявляется истина. Пс 118:9−11; Ин 17:19; Иак 1:18; 1Пет 1:22; 1Пет 2:2; 2Пет 1:4.
Е. ЕДИНСТВО ВЕРУЮЩИХ; ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УСТАНОВЛЕНИЯ.
1. а) Церковь. Слово церковь в Новом Завете означает или вселенскую Церковь Христову или же местное общество верующих.
Б) Христианская церковь исторически возникла в день Пятидесятницы; вначале ее составляли ученики, лично призванные Иисусом. То было небольшое общество среди еврейства со своеобразным богослужением и организацией. Эти общества ап. Павел в своих посланиях называет церквами; они были не только в Палестине, но и за ее пределами. 1Фес 2:14. Более полное название: Церковь Божия или Церковь Христа (Рим 16:16) относилось как к поместным церквам, так и к совокупности всех верующих. В нее входили членами «освященные во Христе Иисусе» (1Кор 1:2) или «святые» (Рим 1:7), «народ святой» (1Пет 2:9). По учению ап. Павла всякий верующий был соединен со Христом и вступал в это единство через крещение. 1Кор 12:13; Гал 3:27. Церковь иначе была телом Христа, Он же был ее Главою. Кол 1:14; Кол 2:19.
2. Установления. К ним относятся крещение и преломление хлеба.
Ж. ЭСХАТОЛОГИЯ.
I. Смерть и состояние души после смерти.
1) Перечислим различные выражения, которыми в Св. Писании описана смерть.
Время отшествия из мира. 2Тим 4:6.
Отход в путь всей земли. Иис. Нав 23:14.
Приложиться к отцам. Суд 2:10.
Приложиться к народу своему. Втор 32:50.
Разрушение земного дома. 2Кор 5:1.
Обращение во прах. Еккл 12:7.
Сон. Ин 11:11.
Отдача духа. Деян 5:10.
Выход из тела и водворение у Господа. 2Кор 5:8.
Успокоение во Иисусе. 1Фес 4:14; Еккл 12:7.
2) Взаимоотношение смерти и греха.
Возмездие закона, в том числе все духовные, физические и вечные последствия, в Св. Писании обозначено словом смерть. Быт 2:17; Рим 5:12. Сюда включена и естественная смерть. Рим 5:13−14. Поэтому Христос, взяв на Себя возмездие по закону, должен был умереть. Евр 9:22.
3) Почему умирают праведники? Это необходимо по законам нашего естества; смерть и для тела и для души является входом в жизнь небесную. Жало и страх смерти упразднены. 1Кор 15:55−57; Евр 2:15. Праведные умирают «в Господе» Откр 14:13), и в дальнейшем будут совершенно освобождены от власти смерти. 1Кор 15:26.
4) Бесплотность души; ее бессмертие после отделения от тела.
Человеку, несмотря на тысячелетиями накопленный опыт и знания, не дано постичь законов жизни, по которым материя оживает, развивается, и затем приходит в упадок и разлагается. Дух не подвержен процессу распада, составляющего удел плоти, и крайне прост и несложен. Мы полагаем, что дух бессмертен, так как не подчинен тому единственному закону смерти, который нам известен.
5) Несовершенства жизни вообще и человеческой в частности.
Каждое живое существо стремится к развитию и усовершению по мере своих сил и возможности. Однако всякому разумному существу становится ясным, что в этой жизни ему невозможно достигнуть той степени совершенства, которая предназначена по плану Творца; способности остаются недоразвиты, желания неосуществлены.
6) Несовершенство распределения благ среди людей и кажущаяся несправедливость. По учению Св. Писания и простому чувству справедливости нравственность и добро должны бы сопровождаться безмятежным счастьем, а зло и несчастие — наказываться бедствиями. Но жизнь на каждом шагу показывает обратное: нечестивый пользуется всеми благами жизни, а добродетель награждается скорбями и бедствиями. Мы заключаем поэтому, что в будущем мы перейдем в такое состояние, при котором восторжествует высшая справедливость. Сравним Пс 72:1.
7) Совесть человека предвидит это новое и совершенное бытие. Совесть есть голос Бога в душе человека, свидетельствующий о всеправедности Бога. Совесть человека непрестанно говорит о том, что после смерти его ожидает суд.
8) Эту мысль о неизбежности смерти и последующего за нею суда исповедует все человечество всех времен, племен и состояний.
9) В учении о плоти и душе Ветхий Завет всецело согласуется с Новым. Быт 1:26−27; Быт 2:7; Еккл 12:7.
10) Что по этому поводу сказал Спаситель? Лк 20:37−38.
11) Места в Ветхом Завете, свидетельствующие о состоянии блаженства после смерти. Чис 23:10; Иов 19:26−27; Пс 15:9−11; Пс 16:15; Пс 48:15−16; Пс 72:24−26; Ис 25:8; Ис 26:19; Дан 12:2 Дан 3:1 Дан 13:1; Ос 13:14.
12) Относящиеся сюда места Нового Завета. Лк 16:23; Лк 16:24; Лк 23:43; 2Кор 5:6−8; Флп 1:23; Флп 1:24; Иуд 1:5−7.
II. Воскресение.
1) Греческое слово: «анастазис» означает подъем, возвышение. Св. Писание этим словом обозначает грядущее общее возстание силою Божией тел человеческих от оков смерти.
2) Соответствующие места в Ветхом Завете. Иов 19:25−27; Пс 48:16; Ис 26:19; Дан 12:1−3.
3) Таковые же в Новом Завете. Мф 27:52−53; Ин 5:28−29; Ин 6:39; Деян 2:25−34; Деян 13:34; Рим 8:11, 22, 23; 1Кор 15:1; Флп 3:20; Флп 3:21; 1Фес 4:13−17.
4) Телу надлежит воскреснеть. Флп 3:21; 1Кор 15:53−54; Ин 5:28; 1Фес 4:13−17; 1Кор 6:15; Ин 20:27.
5) Природа и сущность воскрешенного тела.
а) Оно духовно. 1Кор 15:44.
б) Подобно телу Христову. Флп 3:21. Славно, могущественно и нетленно. 1Кор 15:54.
в) бессмертно. Откр 21:4.
г) пребывает девственным. Мф 22:30.
6) Воскресение Христово есть залог и образ воскресения всеобщего.
а) Ибо воскресение Его запечатлевает и сообщает телом людей силу Его искупления. Рим 3:23.
б) Ибо мы жизненно соединены со Христом. 1Кор 15:21−22; 1Фес 4:14.
в) Ибо Дух Его обитает в нас, (Рим 8:11) превращая тела наши в члены Его тела. 1Кор 6:15.
г) Ибо Христос, в силу завета, есть Господь как живых, так и мертвых. Рим 14:9.
Единение с Ним в жизни ведет к воскресению верующего во всем подобного воскресению Христа. 1Кор 15:49; Флп 3:21; 1Ин 3:2.
III. Второе пришествие Христа и страшный суд.
1) Выражение «пришествие» или «день Господень» встречаем как в Ветхом, так и в Новом Завете.
а) в особых случаях явления силы Божией. Ис 13:6; Иер 46:10; Ин 14:18, 23.
б) с целью возвеличения
?) в Ветхом Завете о явлении Христа во плоти. Мал 3:2; Мал 4:5.
1) в Новом Завете о втором пришествии Христовом.
2) Различные выражения сюда относящиеся:
а) Его «явление». 1Кор 1:7; 2Фес 1:7; 1Пет 1:7, 13; 1Пет 4:13.
б) Его «пришествие». Мф 24:3 Мф 27:37, 39; 1Кор 15:23; 1Фес 2:19; 1Фес 3:13; 1Фес 4:15; 1Фес 5:23; 2Фес 2:1−9; Иак 5:7−8; 2Пет 1:16; 2Пет 3:4 2Пет 12:1; 1Ин 2:28.
в) «Явление пришествия» Его. 2Фес 2:8; 1Тим 6:14; 2Тим 4:1, 8; Тит 2:13.
г) «День Господень». Ин 6:39−54; Рим 2:5; 1Кор 1:8; Флп 1:6; Флп 1:10; 1Фес 5:2; 2Фес 1:10; 2Тим 1:12; 2Тим 1:18; 2Пет 2:9; 2Пет 3:10, 12; Иуд 1:6; Откр 6:17.
Христос назван «Грядущим» в отношении к обоим пришествиям. Мф 21:9; Лк 7:19−20; Лк 19:38; Ин 3:31; Откр 1:4; Откр 4:8.
3) Несомненно, что Св. Писание имеет в виду личное и действительное грядущее пришествие Христа.
а) Сходное с первым Его явлением в мир.
б) Самое пришествие, его образ и цели равным образом точно указаны. Мф 16:27; Мф 24:30; Мф 25:31; Мф 26:64; Мк 8:38; Лк 21:27.
в) Апостолы, все предсказания сюда относящиеся, понимали буквально, как личное пришествие Самого Иисуса Христа. Деян 1:11; Деян 3:19−21; 1Кор 4:5; 1Кор 11:26; 1Кор 15:23; Евр 9:28; Евр 10:37.
4) Точный срок пришествия не указан. Мф 24:36; Мк 13:32; Лк 12:40; Деян 1:6−7; 1Фес 5:1−3; 2Пет 3:3; 2Пет 3:4; 2Пет 3:10; Откр 16:15.
5) Судия над миром. Судьею будет Иисус Христос, как Посредник и как Богочеловек. Это следует из того, что:
а) Он назван Сыном Человеческим и в то же время Судьею (Мф 25:31−32) и «Мужем от Бога предопределенным» судить. Деян 17:31.
б) Ему, как Посреднику, надлежит явно пред всем миром совершить дело спасения народа Своего и покорить врагов Своих, явив праведность и славу Свою. 2Фес 1:7−10; Откр 1:7.
6) Кого Он будет судить?
а) Все человечество. Мертвые возстанут из гробов, а живые мгновенно изменятся. Мф 25:31−46; 1Кор 15:51−52; 2Кор 5:10; 1Фес 4:17; 2Фес 1:6−10; Откр 20:11−15.
б) всех злых ангелов. 2Пет 2:4; Иуд 1:6. Добрые ангелы при этом суде будут содействовать Ему. Мф 13:41−42.
7) Какое значение для верующих имеет учение Св. Писания о втором пришествии Иисуса Христа?
Христиане почерпают утешение в скорбях и укрепляются для новых подвигов веры. Флп 3:20; Кол 3:4−5; Иак 5:7; 1Ин 3:2−3.
Долг христиан бодрствовать в ожидании пришествия Господа. Лк 12:35−37; 1Кор 1:7−8; Флп 3:20; 1Фес 1:9−10; 2Тим 4:8; 2Пет 3:12; Откр 22:20.
Неверующие да исполнятся страха и поспешат принести раскаяние. Мк 13:35, 37; 2Пет 3:9; 2Пет 3:10; Иуд 1:14−15.
IV. Небо и ад.
1) В Новом Завете слово «небо» употребляется в трояком смысле:
а) Верхние слои воздуха, в котором летают птицы. Мф 8:20; Мф 24:30.
б) Сфера блистающих звезд. Деян 7:42; Евр 11:12.
в) Сфера бытия Христа, место проявления славы Божией и вечного пребывания святых. Евр 9:24; 1Пет 3:22. Иногда называется третьим небом. 2Кор 12:2. Выражение «новое небо» и «новая земля» в противовес с «первым небом» и «первою землею» относится к необъяснимой перемене, которая по воле Божией произойдет в физической природе земли, очистив ее от греха и сделав ее местом вечного благословения.
2) Выражения для обозначения грядущего благословения святых.
а) выражения точные, буквальные:
Жизнь, вечная жизнь. Мф 7:14; Мф 19:16, 20; Мф 25:46.
Слава, слава Божия, вечная слава. Рим 2:7, 10; Рим 5:2; 2Кор 4:17.
Мир. Рим 2:10.
Спасение, вечное спасение. Евр 5:7.
б) выражения образные. Рай. Лк 24:43; 2Кор 12:4; Откр 2:7.
Небесный Иерусалим. Гал 4:26; Откр 3:12.
Царство Небесное, царство вечное, царство, уготованное от создания мира. Мф 25:34; 2Пет 1:11; 2Тим 4:18.
Вечное наследие. 1Пет 1:4; Евр 9:15.
Благословенные возсядут с Авраамом, Исааком и Иаковом; в лоне Авраамовом (Лк 16:22; Мф 8:11); будут царствовать со Христом (2Тим 2:11−12); насладятся субботним покоем. Евр 4:10−11.
3) Небо, как определенное место. Св. Писание обозначает небо, как определенное место, а также место особых благословений. Ин 17:24; 2Кор 5:6−10; Откр 5:6.
4) В чем состоит благословение небесное, поскольку оно явлено нам?
а) В совершенном освобождении от греха и всех пагубных его последствий, плотских, нравственных и общественных. Откр 7:16−17; Откр 21:4 Откр 27:1.
б) в усовершении нашей природы. 1Кор 13:9−12; 1Кор 15:45−49; 1Ин 3:2.
в) в лицезрении Спасителя нашего, единения с Ним; участии в Его славе и благословениях, а через Него — со святыми и ангелами. Ин 17:24; 1Ин 1:3; Откр 3:21; Откр 21:3−5.
г) в блаженном ведении Божием, состоящем во всевозрастающем познании Его божественной любви. Это «ведение» преображает душу верующего в тот же образ, от славы в славу. Мф 5:8; 2Кор 3:18.
5) Основные изображения, как буквальные, так и образные, применяемые в Св. Писании к будущему состоянию отверженности.
Как место — оно названо геенною (Мф 5:22; Мф 5:29−30) и местом мучений. Лк 16:28. Как понятие страданий оно буквально названо днем «гнева Божия» (Рим 2:5) и второй смертью. Откр 21:8. Образные выражения: огонь вечный, приготовленный сатане и служителям его. Мф 25:41, «где червь не умирает и огонь не угасает». Мк 9:48. Озеро, пылающее огнем и серою. Откр 21:8. «Кладезь бездны». Откр 9:2. Ужасы этого места пребывания нечестивых дополняются еще выражениями: «внешняя тьма», «плач и скрежет зубов» (Мф 8:12), «мучение в пламени» (Лк 16:24), «огонь неугасимый» (Лк 3:17), «печь огненная» (Мф 13:42), «мрак тьмы» (Иуд 1:1), мучение «в огне и сере» (Откр 14:10), «дым мучения восходит во веки веков» (Откр 14:11).
6) Учение Св. Писания о свойствах и природе грядущих мучений, которые будут состоять:
а) в потере всех благ.
б) со всеми последствиями необузданности греха, оставленности, отчуждения от Бога, и пребывания с погибшими. 2Фес 1:9.
в) в страданиях тех неверующих, на которых обрушится гнев Божий. Ин 3:36.
Св. Писание говорит, что страдания эти будут:
а) ужасны по их силе;
б) бесконечны во времени;
в) согласованы с тяжестью вины. Мф 10:15; Лк 12:47−48.